Как сделать роботов человечнее с помощью гифок

Мы с отделом аналитики в свободное время выращиваем бота, который находит интересные закономерности в футбольных статистических данных и пишет про это статусы у нас на Sports.ru. Робота зовут FRED, получается у него примерно так:

Творчество робота пока не отличается разнообразием (всего пара десятков типов фактов), но каркас уже готов. Базовая модель такая:

1. Раз в час запускается скрипт, который анализирует ближайшие матчи, если они есть.

2. Скрипт считает все возможные факты для выбранных команд. Каждому типу фактов приписана своя функция интересности, которая зависит от содержания факта (голы интереснее карточек и замен), его экстремальности (забивать десять игр подряд интереснее, чем пять) и популярности команд и турниров на сайте.

3. Из всех фактов выбираются три самых интересных, которые постятся через API в ленту статусов Sports.ru и в твиттер. В общие ленты Sports.ru попадают только особо интересные факты, остальные видят только подписчики.

Улучшение с помощью “добивок”

Первые опыты робота выглядели неубедительно: однообразные факты выглядели скучными (тем более, что временами Фред забирается куда-нибудь в гибралтарский футбол).  Ему определенно не хватало эмоций и разнообразия.

Для начала мы решили добавить к фактам “панчлайн”: слово-добивку в конце, подчеркивающее эмоцию высказывания. Эту манеру в футболе популяризовала компания Opta, поставляющая статистические данные в том числе и для Sports.ru. Разумеется, аккаунты Opta ведутся реальными людьми.

У нас есть девять категорий возможных панчлайнов. Каждому типу факта соответствует своя категория, но иногда берутся добивки и других типов, так создается дополнительный комический эффект. Сценаристы знают, что интересная сцена – это та, в которой происходит не то, что ожидал зритель, но при этом сохраняется целостность мира произведения. Чем больше разрыв между ожиданием и реальным исходом, тем интереснее. Робот, разумеется, не постит совсем случайные слова (тогда целостность пропадает и становится слишком очевидной механическая природа высказывания), но иногда написать “А смысл?” после фразы про серию побед “Спартака” бывает довольно смешно.

Улучшение с помощью гифок

Но, разумеется, мы хотели сделать робота еще интереснее – в том числе потому, что он пока недостаточно умный, чтобы развлекать только статистикой. В статусах на Sports.ru удобно смотреть гифки, поэтому мы решили иллюстрировать факты с их помощью. Тематические гифки, впрочем, найти почти невозможно (их почти нет даже про игроков чемпионата России), поэтому мы вновь обратились к эмоциям высказываний.

Фиксированный список гифок аналогично словарю панчлайнов, впрочем, делать не хотелось. Гифки быстро приедаются, их долго собирать и нужно регулярно менять – значит, такое решение плохо масштабируется (в идеале робот должен работать для разных стран и на разных языках). К счастью, есть проект Giphy с большой база хорошо протегированных и подходящих нам по формату гифок – и, что особенно прекрасно, у Giphy есть свое бесплатное API.

Сейчас робот, размещая статус, сопровождает его чем-то случайным из свежих гифок – например, с тегами fail или wtf. Сочетание факта, панчлайна и гифки позволяет чаще генерировать статусы, оказывающиеся высказываниями сами по себе. Например, такие:

В худшем случае робот, словно сорвавшийся с цепи SMM-менеджер, просто украшает вашу ленту случайными гифками. Собственно, как и SMM-менеджер, Фред пытается привлечь внимание за счет диссонанса между изображением и текстом – это работает лучше, чем тематическая иллюстрация (потому что высказыванием становится уже сам анонс, даже если человек никуда не перешел). Возможно, с развитием собственно извлечения закономерностей мы откажемся от дополнительных украшений, но пока гифки неплохо стимулируют как минимум сотрудников, занимающихся проектом.

У нас еще куча идей по развитию Фреда (например, грех не использовать активность подписчиков, которые комментируют или лайкают удачные статусы), когда получится что-то интересное, обязательно расскажу в блоге.

3 комментария к “Как сделать роботов человечнее с помощью гифок

    1. не без системы даже, а примерно. потому что очень трудно подобрать правильную гифку.

Оставить комментарий