В поисках идеального медиа. Часть I

“Изобилие книг препятствует прилежанию”,

Иеронимо Скварциафико,

редактор и издатель, 1481 Р.Х.

 

В феврале 2016 года на русский перевели эссе Рольфа Добелли “Избегайте новостей”, тут же ставшее популярным в соцсетях. Часто его расшаривали с забавной на 12-м году существования Facebook интонацией самобичевания: да, так и есть, мы новостные животные и все делаем неправильно, не как деды с их FIDO реальными встречами, дисковыми телефонами и полными собраниями сочинений. Швейцарский писатель Добелли опубликовал первый вариант эссе еще в 2010-м, когда в фейсбуке в основном играли в “Веселого фермера”, а у медиа не было приложений с пуш-уведомлениями — но с годами оно становится, похоже, только эффектнее. Количество новостей и платформ для их распространения лишь увеличивается, все на свете докладывают об увеличении охвата и глубины. Примерно каждый год пишут, что “мы достигли пика потребления контента” — но сигналов, что на следующий год так не напишут снова, я не вижу.

Как понятно из заголовка, Добелли призывает не читать новостей вообще и приводит 15 аргументов: от психологических (бестселлер швейцарца — книга о когнитивных искажениях) до вполне житейских. Не все выглядят одинаково убедительно. У медицинских аспектов неясные источники и слишком однозначные интерпретации (та же проблема, кстати, что у Николаса Карра и его “Делает ли нас Google глупее?”). Рассуждения о том, что постоянные потребители новостей не создают ничего творческого, и вовсе выглядят манипуляцией — обычно мы просто не знаем, на какие бездарные вещи тратят жизнь творческие людей. Интересно, кстати, пересекался ли Добелли в Швейцарии с Олегом Кашиным, совмещающим нечеловеческую активность в твиттере и публикацию романов.

Хуже всего в эссе стартовая аналогия с едой. Это сильная метафора — все мы едим и понимаем, как устроена еда — но грубая, и поэтому очень опасная, если делать на ее основе выводы (рекомендую по этому поводу книгу Shortcut). Она иллюстрирует, но не объясняет. Не все потребление похоже на потребление еды (так же как не любой бизнес похож на ресторан, о чем мы на Sports.ru примерно раз в полгода рассказываем где-нибудь в комментариях). Никто не умирает от недостатка или переизбытка информации, информационные обжоры не всегда похожи на Анатолия Вассермана. Да, любимая бабушка может вместе с вредными пирожками пересказать вам немного телевизора — и я планирую по ходу этой серии текстов использовать и другие следствия из этой аналогии. Это весело, однако к пониманию проблемы не приближает.

Но если очистить эссе Добелли от всего лишнего (как основатель сервиса кратких изложений бизнес-книг GetAbstract, он должен это одобрить), останется много важного и серьезного. На просмотр новостей о терактах действительно тратится на несколько порядков больше человеко-лет, чем уносят сами теракты. Новости и правда мешают работать: нет никакого смысла узнавать о том, что кто-то умер, максимально быстро. Полезных в жизни новостей, если вы не колумнист, действительно случается пара штук в месяц (“закрыли метро”, “ввели новый штраф”, вот это все). Новости — развлечение, которое маскируется под что-то полезное и скорее искажает картину мира (хотя это тоже сомнительное понятие), чем формирует. Кажется, свободное (и рабочее) время действительно можно тратить веселее и полезнее.

Под новостями мы с Добелли подразумеваем именно общественно-политические плюс происшествия и курьезы. В России эта троица выглядит как Путин/Смерть/Шапито, но формат вполне мировой — просто Баззфид и Первый канал пришли к нему с разных сторон. Тематические медиа оставим временно за кадром — они либо полезное развлечение, либо хотя бы безвредное (то есть честно признающее себя развлечением). Спортивные новости, допустим — бесконечный непредсказуемый сериал в прямом эфире (не просто так пользователи Sports.ru ноют, когда в спортивных новостях появляются отсылки к реальному тревожному миру “Медузы”). Эмоции, которые они вызывают, совсем другие.

С 2010 года ситуация стала хуже еще и тем, что на вершине новостной цепочки укрепились платформы, которые сами их не пишут, но усиливают эффект новостей технологически. Даже если вам повезло пропустить какую-то дикость, соцсети, браузеры и операционные системы где-то вас да настигнут.

Но какие у этой проблемы есть решения?

Совсем отказываться от всех медиа не предлагает вроде бы никто. Жизнь совсем без новой информации оставим просветленным.

Добелли предлагает заменить новости на журналы с длинными статьями и книги об устройстве мира — такая своеобразная “палеодиета”. Наверное, если вы швейцарский бизнесмен и писатель, это работает, другим будет сложнее.

Другой нелюбитель новостей Нассим Талеб (он даже обиделся на Добелли, что тот озвучил идею) в основном возмущается журналистами предлагает нам идею антихрупкости — повышения устойчивости к внешним воздействиям. Получается, что можно читать вообще все, лишь бы информация была разнообразна и не слишком много раз переработана (хотя и информацию можно перерабатывать по-разному, безусловно — как “Макдональдс” и шеф-повар по-разному эффективно обрабатывают говяжью тушу). Мозгу нужна информация разного качества, разной интенсивности. Сегодня женский форум и немного бизнес-литературы, завтра научная монография, послезавтра вообще ничего и ливанское вино.  

Оба варианта предполагают, что мир медиа в целом и так в порядке, и достаточно быть умнее других его пользователей и тщательно контролировать свое поведение. Возможно, так и есть — в общем-то, это вполне в духе аналогии с едой. Но это лайфхак, а не решение — как “знакомый хороший таксист” до появления Uber.

Гораздо интереснее представить себя Рэем Курцвейлем, который ест двести таблеток в дополнение к еде, чтобы дожить до того момента, как его сотрудники создадут бессмертие. Интересно хотя бы подумать, как создать новое медиа, которое будет одновременно вкусным и полезным — и точно лучше всей существующей индустрии.
В следующих частях я попытаюсь сформулировать, что значит “лучше”, какие средства есть для решения проблемы и что за единорог в итоге должен возникнуть. У меня почти наверняка не получится, но вдруг мои мысли натолкнут на действительно хорошую идею кого-то из вас?

Оставить комментарий