В поисках идеального медиа. Часть II

Часть I (вводная)

Эссе Рольфа Добелли о новостях (на русском)

***

Чтобы придумать идеальное медиа, нужно сформулировать, в чем состоит идеал. Вместо абстрактных рассуждений о добре и зле предлагаю совершить один трюк. Давайте возьмем 15 пунктов приговора новостям, составленного Добелли, и вывернем их наизнанку – зачем искоренять грехи, если можно сразу перейти к добродетелям.

***

№1: новости систематически вводят нас в заблуждение

Идеальное медиа помогает лучше понимать картину мира, свои риски и возможности. В любом событии и сюжете отмечается самое важное (с точки зрения последствий), случайности и курьезы знают свое место. Чтобы рассказать о чем-то, не требуется актуальный повод.

№2: новости не важны

Идеальное медиа знает, что важно каждому конкретному читателю, и приоритизирует информацию, которая помогает принимать правильные решения.

№3: новости ограничивают понимание и ничего не объясняют

Идеальное медиа расширяет понимание мира. Любое событие рассматривается с точки зрения его последствий.

№4: новости вредят вашему здоровью, создавая стресс

Идеальное медиа тщательно следит за вашим уровнем стресса и здоровьем. Информация подается так, чтобы минимизировать тревогу и помочь принять решения на основе реальных, а не выдуманных рисков.

№5: новости усиливают когнитивные искажения (confirmation bias, story bias)

Идеальное медиа следит за тем, чтобы вы не оставались в своем информационном пузыре. Нет предсказуемых форматов, тем и точек зрения. Если факты не соединяются в историю, их не соединяют, ничего не делается ради формата.

№6: новости тормозят мыслительный процесс

Идеальное медиа никогда не отвлекает, если вы заняты чем-то важным, и помогает вам прийти в состояние концентрации, когда это нужно. Оно помогает готовиться к работе и не мешает во время работы.

№7: новости изменяют структуру вашего мозга, словно наркотики

Идеальное медиа не становится вредной привычкой (но может стать полезной). Вы пользуетесь им осознанно и тогда, когда это уместно. Идеальное медиа развивает когнитивные способности и стимулирует работу мозга.

№8: новости – это дорого (отнимает время, расходует продуктивность)

Идеальное медиа бережет ваше время и ценит ваши продуктивные часы. Если ничего важного не происходит, оно не навязывается. Оно конечно и не позволяет вам прокрастинировать.

№9: новости уничтожают зависимость между репутацией и достижением

Идеальное медиа выбирает темы и героев, чьи действия имеют значение для читателя.

№10: новости пишут журналисты (и среди них хватает некомпетентных и нечестных представителей, у которых нет времени или способностей к глубокому анализу)

В идеальном медиа пишут те, кто лучше понимают проблему и способны к анализу – совсем не обязательно журналисты.

№11: в новостях факты ошибочны иногда, прогнозы – всегда

Идеальное медиа тщательно следит за истинностью фактов и оправданностью прогнозов.

№12: новости манипулятивны (advertising bias, corporate bias, mainstream bias)

Единственное, что важно идеальному медиа – благо его читателя. Все другие метрики – на втором плане.

№13: новости делают нас пассивными и формируют фаталистические взгляды

Идеальное медиа дает пользователям возможность влиять на события, когда это возможно, и избегает фиксации на том, что нельзя изменить.

№14: новости создают иллюзию заботы и единения со всей планетой

Идеальное медиа концентрируется на реальном окружении человека – личном, территориальном, профессиональном.

№15: новости убивают креативность

Идеальное медиа дает возможность проявить творческие способности и помогает их развивать.

***

Как вам перспектива? Практически все перечисленное реально, учитывая современные технологические возможности. Но об этом уже в следующих частях – а пока можете подумать об идеальном медиа самостоятельно (и рассказать, если придумается что-то интересное).

6 комментариев к “В поисках идеального медиа. Часть II

  1. Михаил, доброе время суток! Сложными путями добралась до Вашего поста. Читаете комменты к старым постам?

    Понимаете, возможна точка зрения, в соответствии с которой тут написаны просто ужасные вещи.
    Вот это идеальное медиа – оно знает, что человеку важно, какие его решения правильные, как ему быть здоровым; наделено знанием про истинность фактов и оправданность прогнозов (получается, ни науки, ни философии больше не нужны?) – это “божество”? и что еще печальнее – предусмотрена ли свобода воли (свобода выбора)?
    Возможно, это самый серьезный – и самый печальный – довод против “умных лент” и прочего в этом духе: они безнадежно нарушают свободу выбора…

    И это возвращает к очень давнему (даже надеюсь, забытому:) – моему вопросу: “если в Интернете нет свободы – зачем нужен Интернет?”. Можно и по-другому спросить: если в Интернете нет свободы – на что надеяться?

    P.S. А за что банят в Вашем блоге, если банят?:)

    P.P.S. Предположим, Вы бы знали точно, что у человечества нет будущего. Что бы Вы делали?:)

    (Пообщалась сегодня “удачно” и с ФБ, где от меня внезапно захотели скан паспорта. И с Трибуной, где очередной бан (видимо, всё за то же “обсуждение модерации”:) Интересно, как обстоят дела в небольших блогах.

  2. Мне кажется, в такой формулировке идеальное медиа – это хорошая книга). Или профильный ежемесячный/ежегодный журнал.

    Но тревожит мысль, что идеальное медиа, направленное на развитие людей как личностей и удовлетворяющих, в основном, высшие потребности, на самом деле будет нужно совсем малому количеству читателей. И поэтому вполне вероятно, что оно уже существует, просто мы об этом не знаем)

    И по пункту 14: мне кажется, идеальное медиа способно решить задачу объединения планеты в единый социум. По крайней мере мне бы хотелось на это надеяться)

    1. Книга или журнал не могут знать, что вы уже знаете – они пассивны. Мне кажется, половину вышеперечисленного нельзя реализовать без знаний о читателе.

      Тревогу вашу я разделяю, кстати – об этом будет, наверное, в последней части.

Оставить комментарий