Лонгриды и блогеры

Режиссеры не сразу снимают полнометражные фильмы или ставят спектакли в пяти актах. Сначала они учатся делать живыми и интересными сцены по паре минут. Затем по 15 минут. Однажды настает время делать что-то большое.

Журналисты редко придерживаются этого правила — возможно, именно поэтому в мире так много плохих, ненужных и скучных длинных текстов. Или даже не очень плохих, просто слишком длинных. Мы все встречали, как люди начинают писать статьи на 10 тысяч знаков, не научившись делать интересным один абзац.

Но зато по таким правилам живут блогеры, которые, как и режиссеры, учатся на реакции своей аудитории. Многие из блогеров начинают с узкой ниши и частых маленьких простых постов, но через несколько лет почти всегда дорастают до сложных длинных форм и больших тем.

Я скептически отношусь к разнообразным «сноуфоллам», которые либо мешают вам читать, либо пытаются загримировать неинтересную историю. При этом я большой фанат «естественных» длинных форматов, к которым приходят блогеры. Они могут быть совсем разными, но всегда живые и захватывающие:

http://waitbutwhy.com/2016/03/doing-a-ted-talk-the-full-story.html
http://idlewords.com/talks/website_obesity.htm
http://theoatmeal.com/comics/tesla

Есть и локальные примеры — посмотрите, как эволюционировали форматы текстов главных блогеров России Варламова и Навального. Чем шире становится их аудитория, тем сложнее становятся их посты — звучит парадоксально, но, похоже, это естественная эволюция. Фильм, в конце концов, тоже устроен существенно сложнее короткометражки (которые никому особо не нужны).

Интересно, что фотки, видео, цитаты и другие приемы вроде нестандартной верстки в «естественных» длинных форматах остаются частью нарратива и никогда делаются не просто для иллюстрации. Часто они используются для смены темпа, например — но точно не для того, чтобы просто разбавить верстку. Хороший пост такого типа вообще не воспринимается как длинный; вас так мощно развлекают всеми способами, что становится грустно, когда он заканчивается.

Умение составлять такие истории приходит исключительно с практикой и в первую очередь — с постоянной обратной связью непосредственно от аудитории. Тоже надеюсь когда-нибудь этому научиться.

P.S.: за идею поста спасибо Александру Горбачеву, главному специалисту по лонгридам в России.

3 комментария к “Лонгриды и блогеры

  1. А где потренироваться в написании коротких текстов, чтобы настолько же минималистично как у вас получалось в плане оформления? Ливджорнал — не, только свой сайт с вордпрессом?

Оставить комментарий