Пять этапов жизни полезных сервисов

Все полезное развивается по одному сценарию, иногда с пропуском отдельных этапов:

Этап I. Функциональность

Сервис предлагает вам кучу функций и позволяет что-то делать.

Этап II. Персонализация

Сервис изучает ваше прошлое, понимает, какие функции вам нужны, и предлагает вам только их и так, как вам удобнее.

Этап III. Прогнозирование

Сервис изучает ваше прошлое и настоящее, предвидит будущее и советует, чем  лучше воспользоваться для вашей задачи. А также рассказывает, что произойдет, если вы ее сделаете тем или иным способом.

Этап IV. Автоматизация

Сервис понимает вашу задачу, сам находит лучшее решение и сам делает за вас все так, как надо.

Этап V. Коммодитизация

Задача решается в общем случае и исчезает в принципе. Если вы занимались только ей, то исчезает и ваша профессия.

***

Переход на каждый из этих этапов, включая первый — отличная бизнес-возможность, каждый из них требует меньше от человека и больше от сервиса.

Примеры для первых четырех этапов легко придумать самостоятельно. Пятый — более сложная история, тут легче заглянуть в прошлое. Можно вспомнить, например, процветавшую в XIX веке индустрию доставки льда кораблями — сейчас бы мог существовать Tinder Uber для льда, если бы люди не изобрели и не сделали массовыми холодильники.

Для некоторых областей пятый этап выглядит чистой научной фантастикой: для транспорта это телепортация, для медиа — что-то вроде прямого интерфейса “мозг-машина”, для строительства — сверхдешевая и надежная 3D-печать, для медицины — вообще что-то странное (самовоспроизводящиеся нанороботы?).

Впрочем, достаточно и таких отраслей, где даже второй этап еще толком не пройден, не говоря уже о третьем. Медиа — одна из таких.

Оставить комментарий