В поисках идеального медиа. Часть III

 

Итак, в прошлой части я сформулировал идеал медиа – целых 15 пунктов добра, счастья и продуктивности. Прочитайте, если кто-то не видел, там все просто и коротко.

По этому списку понятно, что такое проактивное, умное медиа не сделать за неделю на WordPress. Даже если оно будет выглядеть, как лента обычного контента (что тоже не факт), под капотом должен скрываться некий гибрид рекомендательной системы и фитнес-трекера. На пути к его созданию возникают три сложные технологические задачи:

  1. Нужно гораздо больше, чем сейчас, знать о пользователе.
  2. Нужно гораздо лучше структурировать и понимать свой контент.
  3. Нужно получать обратную связь от человека существенно быстрее и качественнее, чем это сейчас.

К счастью, пути решения этих задач существуют. Сегодня мы не говорим о других проблемах вроде того, как все это упаковать в продукт и кому это нужно. Об этом в следующей части.

Как знать больше

У любой рекомендательной системы есть проблема “холодного старта”: что показывать человеку в самом начале. Сайт, как правило, не знает о человеке вообще ничего; даже если пользоваться сторонними рекомендательными системами (мы когда-то проводили такие эксперименты вместе с Яндексом), результат получается довольно грубый. Знать пол человека с вероятностью 60% лучше, чем с 50%, но так мы идеальное медиа не сделаем.

Приложения тоже знают не так много. Правда, у них есть преимущество – приложениям проще зарегистрировать пользователя и хоть что-то вытащить из его профиля и контактов.

Решить это можно как минимум двумя способами:

Во-первых, медиаприложение может базироваться на сервисе, который уже что-то знает. Не обязательно огромном, как Google – подойдет, например, расширение для Chrome, которое что-то знает про историю ваших посещений. Или это может быть таск-трекер, которым вы пользуетесь. Или плагин для почты. Что-то, что и так за вами следит или имеет такую возможность.

Во-вторых, можно требовать от человека предоставить вам информацию, как делают соцсети и другие рекомендательные системы. Пусть делится всеми своими профилями и данными, а недостающее рассказывает сам. Хотя явный выбор своих интересов работает хуже: мы рассказываем не о реальном себе, а об образе в своей голове (сравните свою поисковую историю и свой профиль в соцсетях). Цель же нашего медиа – сделать лучше реального пользователя, каким бы он ни был.

 

Как можно структурировать контент

Медиа, о котором я фантазирую, очень хорошо понимает не только тематику текстов, но и более глубокие вещи: эмоции, которые вызывает контент, его актуальность для вашей жизни и решения, которые можно принять, его прочитав. Более этого, эти параметры не абсолютны – у разных людей эмоции от текста могут серьезно отличаться, например.

Часть этих параметров можно формировать алгоритмически: определять тематику не сложно, смотреть, как похожие люди реагировали на похожие тексты в прошлом – тоже понятно как (хотя модели и людей, и текстов могут оказаться очень сложными). Другие аспекты точно требуют ручной работы – скажем, список действий, которые можно сделать, прочитав текст (что-то купить, занести в таск-трекер, написать письмо сотруднику и т.п.) Скорее всего, в начале почти все будет делаться руками, затем все больше будет брать на себя алгоритм (см. текст со стратегиями в области данных).

Можно еще заметить, что персонализация, о которой мы мечтаем, подразумевает: 1) контента должно быть очень много, потому что у всех разные интересы; 2) одному событию может быть посвящено много разных вариантов контента. Это отдельные сложные задачи, но решаемые (например, с помощью правильного агрегирования).

 

Как получать обратную связь в больших объемах

Я касался этого в одном из предыдущих постов – мы не так много знаем о том, как воздействует контент  на читателя. А для успеха нужно много, очень много данных.

При всей идеальности нашего медиа, оно не Facebook и не хочет, чтобы все свое время вы проводили именно в нем. Цель как раз дать вам больше свободы проводить время с пользой; не только воспринимать что-то, но и делать.

Поэтому главное средство – разнообразные интеграции. В 2016 году API и доступы есть практически у всего, диджитал-среда гораздо более связна, чем раньше. Наше идеальное медиа должно собирать данные всеми способами, как само, так и с помощью других сервисов. В дело пойдут расширения для браузера и почты, доступ к таск-трекерам, мессенджерам и календарю, данные фитнес-датчиков и истории ваших перемещений. Все, что может что-то рассказать о вашей жизни и дать возможность оценить последствия.

Измерять пульс во время чтения текста? Отлично. Отслеживать уровень вашей активности в соцсетях в выходные? Тоже полезно. Смотреть, что вы там читаете за пределами идеального медиа? Просто обязательно. Понятно, что события вашей жизни определяются далеко не только прочитанным контентом, но тем больше данных нужно, чтобы все-таки обнаружить эти последствия.

Но особенные надежды у меня на камеру, которая считывает эмоции и движения глаз при поглощении контента. И в мобайле, и на ноутбуках это технически вполне реально, такие данные приходят в реальном времени и рассказывают о вас больше, чем что-либо еще. Возможности это открывает удивительные: можно, например, сокращать текст прямо по ходу того, как вы его читаете, если вам стало скучно. Или увеличивать, достраивая его прямо по ходу.

Медиа, которое понимает, как вы его читаете, и реагирует на это – вот путь к идеалу, о котором я мечтаю. Конечно, это может стать и путем в хакслианский ад, усугубив все те недостатки медиа, о которых мы говорили в первой части. Это вопрос выбора, причем скорее нравственного, чем какого-либо еще. Выбора не только тех, кто читает, но и тех, кто создает медиасреду, от создателей операционных систем до рекламодателей.

И помните: теперь не только вы смотрите в экран, но и экран смотрит на вас. Чем дальше, тем пристальнее он будет в вас всматриваться.

1 комментарий к “В поисках идеального медиа. Часть III

Оставить комментарий