Когда нужны форматы и рубрики

Тексты и новости на Sports.ru полностью разделили в 2006-м, если не раньше. Тем не менее, до сих пор встречаются люди, которые говорят: “ну вот у вас есть большие новости, в центральной колонке, и маленькие новости слева”. Часто это пользователи, привыкшие к украинским сайтам, где нет ни продуктового, ни стилистического разделения — даже hard facts иногда пишутся эмоциональным, цветистым языком. Выглядит с непривычки дико, но тоже работает.

Объяснить, почему новости и тексты — принципиально разные форматы, не так легко; пользователю в целом плевать на особенности вашей базы данных и дизайна. Объяснить, чем пользовательские посты и новости отличаются от редакционных, еще сложнее, поэтому в интерфейсе Sports.ru отличия практически не выделены. Тем более когда среди сотрудников сайта есть, например, Полотенце Великолепное, а блогеры делают лучшее медиа об английском футболе за пределами Англии с высочайшими стандартами качества. Постепенно мы приводим все продукты к единым лентам контента; цель в том, чтобы пользователи узнавали о интересных вещах в максимально подходящем в каждом случае формате, а не разбирались в нюансах нашего внутреннего устройства.

С рубриками все примерно так же. Часто они нужны только редакции — чтобы понять, чем она занимается, структурировать и распределить свою работу. Иногда они помогают новым пользователям понять, о чем вообще сайт, куда они попали. Но, скажем, у одного из лучших медиа России “Такие дела” рубрикатор выглядит так: “Герои”, “Драмы”, “Контекст”, “Случаи”. По моим ощущениям, все их тексты годятся сразу для всех четырех рубрик — и ни одна из них ничего не объясняет.

Есть простой критерий, нужно ли вам упоминать в навигации формат или рубрику. Представьте, можете ли вы из нее сделать отдельное медиа: паблик ВК, твиттер или Телеграм-канал. Приложение, в конце концов. Могут ли найтись люди, которые будут читать только такой контент, понимаете ли вы, как и где его продвигать. Если нет, то нет и смысла эту отделять эту категорию. Можно ограничиться тегом, пометкой или сюжетом — это полезно для информационной архитектуры, SEO и активных пользователей, но не усложняет общую навигацию.

Например, люди, которым нужны только новости без текстов и лирики, вполне себе существуют (и для них мы главные факты из интервью, например, выносим в новости). Люди, которым нужен только футбол без других видов спорта — тоже. Людей, которые хотят читать только рубрику “Общество” (не говоря уже о “Прочее”)  или смотреть только фотогалереи, не бывает.

И не бойтесь, если после этого ваше меню сократится до двух-трех пунктов или исчезнет вообще. Уборка и уничтожение лишнего — ничуть не менее полезная и приятная работа.

Оставить комментарий