Медиа и технологии #136. Сентябрь 2018. Как Amazon захватит рынок медиа

Всем привет!

  1. Яндекс влезает в медиабизнес сразу с нескольких сторон.
  2. Психиатр считает, что смартфоны никак не влияют на психику подростков.
  3. Facebook запустит собственную умную колонку, с камерой и экраном.
  4. Обязательно ли основателю стартапа отказываться от денег и жить в долг?
  5. NBA теперь продает трансляции только последних четвертей матчей.

Главное

Яндекс не просто массово нанимает на работу бывших главных редакторов, но и собирается влезть на рынок медиа сразу с нескольких направлений. Из нового:

  • Яндекс.Видео собирается работать напрямую с медиа и собирает свой портфель прав на контент, который будет доступен издателям для использования;

  • рассказывают о росте трафика и доходов с турбостраниц;

  • новые форматы рекомендаций: трафикообменка с Дзеном и Яндекс.Рекомендации с рекламными размещениями;

  • Яндекс.Радар – свой рейтинг медиа, который наконец-то начнет считать мобайл.

Не все из этого уже публично объявлено (потому и без ссылок), но всех знакомых больших издателей уже проинформировали. ​

В iOS12 у приложений появилась возможность присылать уведомления без явного разрешения пользователей. Они не вылезают поверх, но появляется красная цифра на иконке, что для многих людей не менее мучительно. Не очень понимаю, как это бьется с инициативами Apple по снижению вреда, но не удивляйтесь, если все приложения с расторопными продактами у вас скоро будут гореть красным постоянно.

Колонка психиатра о том, что смартфоны никак не влияют на психику подростков.

Facebook запустит собственную умную колонку, но с камерой и экраном: сначала для видеочатов, а дальше наверняка для всего.  Ход довольно логичный: понятно, что отдельный голосовой помощник – это промежуточный этап (потому что голосовой ввод еще окей, но голосовой вывод крайне ограничен в возможностях), и будущее скорее за умным телевизором. И вообще, у Facebook появилась собственная программа передач.

Два противоположных мнения про виртуальную реальность: что это все еще довольно мучительно (автор 90 минут присутствовал на виртуальной презентации Oculus) и что все наконец-то начинается (автор инвестировал в 70 стартапов в этой отрасли).

Тема выпуска: Amazon как платформа для медиа

На Nieman Lab вышел любопытный текст о инициативах Amazon в области медиа.

Краткий пересказ:

  • Arc, админка Washington Post, теперь доступна партнерам;

  • помимо редакторских и дистрибуционных задач, она решает и проблемы монетизации: оптимизирует программатик-рекламу и управляет платными подписками;

  • в первом квартале 2019 ожидается 400 клиентов и 10 миллиардов просмотров в месяц;

  • переход на админку экономит деньги (от 20% до 70% расходов), а новые умные рекламные технологии принесли Post на 30% доходов больше, чем до этого (а для изданий попроще, подозреваю, эффект может быть кратным).

Крепкий задним умом аналитик отметит, что это было предсказуемо. Зачем Безосу вообще понадобился Washington Post? Зачем Безосу было идти в рекламные технологии? “Потому что может” – не его метод.

Ответ в истории компании: уже несколько раз Amazon в разных отраслях проворачивает один и тот же трюк. Создается инфраструктура для отрасли, она становится незаменимой, компания получает инфраструктурный налог, получает данные и в каких-то случаях сама захватывает большую часть отрасли. Так было с книготорговлей, интернет-магазинами в целом, затем с облачными решениями. Медиа – просто еще одно направление, и Amazon решает на новом рынке три больших проблемы: CMS, реклама, подписки.

В этот момент интересно уйти на уровень выше и сравнить логику Безоса с тем, что делают российские гиганты.

Стратегия MRG – создавать и растить активы, приносящие прибыль. Активы могут быть источником трафика друг для друга, если это выгодно, но главное, чтобы сами по себе росли и приносили доход. Поэтому у них такой хаотичный портфель, поэтому их соцсети в целом вещь в себе – нельзя ухудшать что-то сейчас ради стратегических целей. Когда медиа работает с MRG, нужно задаваться вопросом “могут ли они заработать со мной больше, чем без меня”.

Стратегия Яндекса – создавать “надстройку над Россией”, чтобы в любом взаимодействии в интернете в России как-то участвовал Яндекс. Поэтому делается свой браузер (браузер Mail.ru, для сравнения, просто еще одно средство привлечения пользователей), для этого работает множество прекрасных убыточных сервисов вроде географических проектов. Если медиа работают на эту задачу (приносят своих пользователей, а не прячут их от Яндекса), они полезны. Но в целом стратегия Яндекса не про людей и не про партнеров, а про неудержимое желание стать посредником, даже если это никому, кроме Яндекса, вообще не надо.

Стратегия Амазона – создание инфраструктуры и централизация. К примеру, Яндекс создает медиа массу новых проблем в ходе решения своих задач. Амазон решает уже существующие проблемы. Разумеется, это красивее и понятнее – да, когда-то вы заметите, что очень много платите Амазону, но хотя бы потому, что он вам помогает. Честное партнерство с понятными условиями – редкость в мире взаимоотношений медиа и платформ.

Поэтому я не вижу причин, чтобы у Amazon не получилось. Уверен, что у их первых партнеров все будет очень хорошо, у следующих – просто хорошо. Пойдет ли Амазон дальше и сам захватит рынок, учитывая, что у него уже есть собственные медиа? Это не исключено, но вряд ли это случится быстро и везде.

Промо

Сервис UXFeedback позволяет, не поверите, получать фидбек от пользователей про ваш UX. Пока в закрытой бете, не знаю, кто делает, но выглядит симпатично.

24 октября пройдет третья, кажется, конференция Epic Growth. Не знаю насчет докладов, но у них очень крутая идея с публичным списком посетителей, и список в предыдущие разы был очень интересный.

Чтобы попасть в эту рубрику, нужно сделать что-то по теме блога, что мне понравится. О некоммерческих проектах и проектах друзей я пишу просто так, насчет коммерческих можно попробовать договориться.

 

Медиа, платформы, диджитал-реклама

Apple News ценят издателей и дают им трафик, но совсем не приносят денег. Автор из Slate подсчитал, что один текст на сайте с 50к просмотров приносит больше рекламных доходов, чем все 6 миллионов месячных просмотров Slate в Apple News. Вообще, Apple как-то не очень понимает медийный рынок: Тим Кук с удивлением выяснил, что самые популярные сериалы и фильмы совсем не family friendly. Будут пытаться делать что-то без секса, наркотиков и насилия.

Отчет Future Today Institute о будущем медиа, журнализма и технологий (на Slideshare, в России через VPN). Читать неудобно, но собрано прямо все на свете.

CollegeHumor запускает собственный платный видеосервис по подписке, включая приложения. Рассчитывают на своих преданных фанатов. Скорее всего, что-то такое начнут делать все медиа с сильным брендом (у нас нечто подобное первым запустил “Арзамас”).

Интересный анализ, как сочетается рекламная модель и платная подписка, с циферками. Довольно очевидный, но важный инсайт: больше всего рекламных доходов приносят ровно те люди, которые потенциально могут подписаться.

Небольшое исследование Facebook-групп медиа: аудитория растет, но вовлечение у некоторых падает. Про трафик и деньги не говорят, видимо, все совсем плохо.

Продукт, дизайн, бизнес

Глеб Кудрявцев о том, что внедрение фичи важнее и часто сложнее самой фичи.

Интервью продакт-менеджера Grammarly о том, чем на самом деле занимаются продакты и почему эту профессию зря романтизируют.

В приложении Bumble (это такой women-friendly Tinder) появилась возможность “отдохнуть от приложения” на сутки или несколько. Идея в том, что забота о пользователях важнее, чем их метрики вовлечения (хотя не факт, что они при этом реально страдают, в email-рассылках похожее работает, чтобы уменьшить отток пользователей). Для проекта, где эта забота – главное конкурентное отличие, вполне логичный ход, ждем и в других приложениях.

Почему расходы на маркетинг – это далеко не только деньги, и как это измерять.

10 новых возможностей работы с дополненной реальностью в iOS 12.

Стартапы, технологические тренды

Фред Уилсон рассказывает о инвестиционных тезисах своего фонда и о том, что инвесторы часто заранее знают, что ищут. Мы в FunCubator  не формулировали тезис явно, но в первом приближении это выглядит как “масштабируемые проекты, которые меняют свою сферу рынка развлечений, предлагая людям эмоциональные переживания принципиально нового качества”.

Обязательно ли основателю стартапа отказываться от денег и жить в долг? Чарли О’Доннелл делится своим опытом – он закрыл проект, когда исчерпал все сбережения и лимит по кредитке. При этом он не стал продавать квартиру, и считает неправильным подход инвесторов, которые всегда против зарплаты для фаундеров – целью должен быть успех бизнеса, а не максимальные страдания основателей. И не поспоришь. На схожую тему пост о скрытых издержках бизнеса, который делается на свои деньги.

Во что инвестируют большие медиахолдинги. Далеко не только в медиа, хотя почти любой заметный стартап в этой области связан с каким-то холдингом; например, Hearst инвестировал в лигу гонок на дронах, а Axel Springer – в сервис для аренды лодок.

Бен Томпсон разбирает успех Instagram и уход его основателей из Facebook.

Иван Замесин обсуждает пост USV о технологических циклах “прорывной проект – инфраструктурные изменения”.

Интересное

NBA теперь продает трансляции только последних четвертей матчей. Два доллара за штуку.

Почему Яндекс.Алиса пока не годится для умного дома или офиса.

8 правил видеоконференций от Сета Година.

Люди склонны недооценивать впечатление, которое они производят на других. Хотя во многих других сферах люди склонны себя переоценивать, общение почему-то вызывает пессимизм.

AR-приложение Find It позволяет искать нужный текст в бумажных книгах.

Facebook запустил в приложении раздел для знакомств – пока только в Колумбии. Обещают использовать всю мощь своих данных для подбора осмысленных партнеров. Или осмысленного подбора партнера. В общем, побольше смысла.

“Универсальная базовая мобильность” нужна людям даже больше, чем универсальный базовый доход.

Как устроена камера iPhone XS. Железные технологии камер приближаются к пику возможностей, дальше дело за софтом.

Краткие итоги криптовалютного пузыря.

В лаборатории MIT разрабатывают нейросети, которые могут объяснить, как они принимают решения. Многих пугает концепция “черных ящиков”, и на такие сети может возникнуть искусственный спрос благодаря регуляторам.

Игра в Fortnite стала причиной 5% разводов в Британии. На самом деле нет, спасибо Кириллу Новокщенову из cyber.sports.ru за фактчекинг.

Спасибо, что читаете, и хорошего дня!

P.S.: будет здорово, если вы посоветуете рассылку друзьям и коллегам:

email-версия | Telegram | Twitter | Facebook

Пишите мне в телеграмеFacebook или на [email protected]

Оставить комментарий