На днях агрегатор пуш-уведомлений Facebook Notify прислал свое последнее уведомление:
Приложение, позволявшее получать пуши от сотен разных источников и сохранять их для более позднего просмотра, запустилось только семь месяцев назад и закрылось быстро даже по суровым меркам Facebook. Другой известный агрегатор пушей Yo! уже почти два года молчит о своих достижениях. В Yo! Store те же партнеры, что и во время запуска, а последняя новость компании относится к марту: они запустили отдельный сервис опросов прямо в пуш-уведомлениях.
Частично провал этих проектов можно связать с внезапной популярностью веб-пушей: издателям больше не надо делать приложения, чтобы присылать свои тексты читателям. Но веб-пуши только обострили реальные проблемы экосистемы пушей – в мобайле к ним было принято относиться бережнее.
- Пуши многочисленны и назойливы. Настройки по умолчанию постоянно делаются более агрессивными, чем нужно. Уже даже не нужно быть гиком – достаточно всего нескольких приложений, чтобы вы постоянно отвлекались.
- Пуши тупы и примитивны. На стороне сайтов и приложений редко когда есть хотя бы простейшие настройки. Мы сделали тематические настройки на сайте Sports.ru – вроде бы единственными в России, но реальные запросы людей куда сложнее. Кто-то хочет знать, что ему ответили на комментарий, кому-то не хочется пропускать тексты определенного автора. Кто-то не хочет получать пуши во время работы. “Получать/не получать” – слишком грубая, но при этом самая распространенная настройка.
- Пуши неумолимы и однозначны. Фейсбук не даст вам прочитать все 30 тысяч сообщений в вашей ленте, а выберет лучшее. Пуши в этом смысле ближе к твиттеру и вконтакте. Мало кто пользуется даже возможностью указать TTL (время жизни пуша), что уж говорить об учете других интересов пользователя. Впрочем, представьте, что у пушей появится приоритет. Какое известное вам медиа не будет помечать свои уведомления как EXTRA BREAKING OH MY GOD? Интеллект в данном случае должен находиться на стороне платформы.
- Пуши неисповедимы – медиа часто вообще ничего не знают о пользователе, который подписался на их оповещения. Аналитика пушей пока крайне несовершенна, связать пользователей с разных устройств сложно. В вебе к тому же нет возможности как-то реагировать, кроме клика/отписки – в мобайле есть варианты интереснее (вроде подписки на тему или, напротив, просьбы “не слать больше по этой теме”).
Получается, что пуши – это что-то вроде комаров. Назойливые, шумные, многочисленные, глупые и не особо приятные. Неудивительно, что до 60% пользователей отказываются от них при первом же запуске приложений.
Экосистему пушей контролируют операционные системы (а в случае Android – еще и изготовители телефонов с их кастомными прошивками), которые не особо торопятся делать ее умнее. Логично, что Facebook, лучше понимающий медийные потребности пользователей, попробовал действовать на опережение. Не получилось – наверное, попытаются теперь использовать новостные пуши внутри самого FB, все равно люди там проводят больше времени, чем на других экранах своего телефона.
Это не означает, что отдельные умные агрегаторы пушей невозможны – как минимум, для Android есть технические решения. Но продукт, похоже, должен строиться не на “мы будем вам присылать еще одну кучу мусора”, а на том, что “мы наконец-то выберем из вашей нынешней кучи настоящие бриллианты”.
Забыли про PushAll. Достаточно быстро растем + делаем пуши как раз умные. Есть система приоритетов и поддержка множества платформ. Причем источники добавляются самостоятельно и бесплатно.