Красивая идея у Сета Година о том, что на высококонкурентных рынках вроде фастфуда и такси есть способ работать, не пытаясь минимизировать свои цены. Он предлагает идею “мы всегда берем на доллар больше конкурентов и тратим его на что-то хорошее”. Например, на зарплаты – это сразу подразумевает, что сотрудники будут уровнем лучше, чем у конкурентов. Если рынок большой, то существенно лучше.
Звучит очень логично, меня бы точно привлекло такое предложение. К сожалению для медиа, эта стратегия не работает, когда у конкурентов есть что-то бесплатное. Психологическое расстояние между 0 и 10 рублями заметно больше, чем между 100 и 200, а разницу между водителем на минимальной ставке и специально отобранным легче себе представить, чем разницу между платным текстом и бесплатным.
Но есть вариант такой стратегии, который годится для экономики внимания, когда все бесплатно. Если мы не можем брать больше, мы будем делать меньше – и объяснять, почему так. “Мы всегда публикуем новости позже конкурентов, потому что ценим время редакторов – вместо погони за скоростью они занимаются проверкой фактов и добавлением смысла”. “Мы пишем меньше текстов и только когда нужно, чтобы платить гонорары больше и только лучшим”. “Мы размещаем только ту рекламу, которая нам нравится и не мешает нашим пользователям, и просим за это больше денег”.
С одной стороны, это выглядит утопией и чем-то из прошлого – подобное любили говорить о себе журналы, когда они еще существовали. С другой, все больше элементов этой стратегии я вижу в реальных современных медиа. Даже старые утопии иногда становятся частью будущего.