Недавно увидел, как в качестве метрики редакции предлагают использовать показатели медианного поста, а не средние и не крайние. То есть берутся все посты, ставятся в ряд, а затем берется показатель поста, стоящего на среднем месте.
Медианы часто используют, чтобы противостоять статистическим выбросам. Когда в ваш офис заходит Билл Гейтс, медиана дохода людей почти не меняется, а среднее может вырасти в тысячи раз. Если же распределение более стабильное – например, рост людей – то медиана и среднее практически совпадают, и даже самый высокий человек в мире особенно не меняет ни то, ни другое (только что пересказал вам пару книг Талеба).
Проблема в том, что медиа в современном мире устроены скорее как богатство, а не как рост – выбросы могут быть очень значимыми. Какой-то из постов Sports.ru Facebook, если ему верить, однажды показал вообще всем жителям Армении. Лучшие материалы могут превосходить средние по посещаемости в десятки раз, а по другим последствиям – привлечению новой аудитории и интересу важных людей, допустим – и в сотни.
Медиана хорошо показывает “базовое качество”, безусловно. По ней можно оценивать интерес постоянной аудитории, качество продукта и налаженные процессы (производство новостей, например). Но что-то по настоящему меняют именно “черные лебеди” – хиты, прорывающие привычные рамки. Чтобы создать их, может понадобиться много попыток и экспериментов – возможно, настолько неудачных, что медиана как раз уменьшится. Но когда у вас получится, вы об этом не пожалеете.