Это не совсем обычная рецензия – чтобы ее прочитать, нужно сначала ответить на пару безобидных вопросов.
Эта рецензия составлена специально для вас.
Отличная шутка, давайте дальше.
Вряд ли книга вас заинтересует. Если вкратце: эксперт в области медиа рассказывает о том, что происходит с интернетом и потреблением информации. Авторами станут все на свете, все важное благодаря этому будет распространяться по сети и нужная вам информация (включая что-то из этой книги) обязательно вас настигнет.
В качестве компенсации за потерянное время – моя любимая гифка с котом.
Андрей Мирошниченко – российский эксперт в области медиа и коммуникаций. Работал в разных областях журналистики и PR, создавал СМИ и избирался депутатом, сейчас известен как теоретик и лектор. Пишет колонки для Slon.ru и Colta.ru, а также в фейсбук (ссылки есть на его личном сайте). Это его как минимум десятая книга, подробности – в википедии.
Если вы, как я, регулярно читаете то, что пишет Мирошниченко, то вряд ли найдете в книге об освобождении авторства и его последствиях что-то принципиально новое. Тут есть примеры, точные определения, чуть больше выводов и прогнозов – именно то, чем non-fiction обычно отличается от своей бесплатной первой главы на Kindle, и то в довольном сжатом виде. Возможно, это синдром “книги блогера” – такие покупают в первую очередь постоянные читатели, и именно для них в этих книгах меньше всего нового, поскольку автор именно на них проверял свои мысли.
Для совсем нового читателя идеи, скорее всего, окажутся достаточно странными, а язык – необычным (не только потому, что он английский, просто у автора за годы размышлений появился собственный лексикон). Но прочитать в любом случае несложно и может быть полезно – а новый язык поможет иначе взглянуть на привычные (и непривычные) вещи.
О книге
Главная тема книги – освобождение авторства: с появлением интернета и развитии его экосистемы (в частности, социальных сетей) человек может публиковать что-то, что потенциально доступно всему остальному человечеству. Средства меняют создателя: из возможности публиковаться вытекает обязанность публиковаться. Если вы не рассказываете что-то миру и не получаете отклик, то не существуете (без фоток из поездки нет и отпуска).
Соединение многих участников этого процесса рождает “вирусный редактор” – социальные механизм, который посредством отдельных действий участников, желающих получить отклик, отбирает и распространяет контент, формируя вашу медийную повестку – и повестку всех френдлент на свете. В среде интернета, где все связаны, возможное при определенных условиях становится обязательным – поэтому то, что имеет для вас большое значение, “вирусный редактор” в итоге доставит в вашу зону внимания (Мирошниченко приводит пример, как на день рождения ребенка, чью мечту увидеть машину DeLorean мама опубликовала в соцсети, приехали оба таких автомобиля, зарегистрированных в России).
Возможность каждому выступать в качестве автора, а не только потребителя – радикальное изменение общества. Если появление книгопечатания (и доступность чтения) создало национальные государства, то доступность авторства уже приводит к изменению общественных институтов и сопротивлению этим процессам. Например, идея платного контента противоречит природе интернета – когда возникает избыток информации, скорее контент начнет платить за то, чтобы дойти до читателя (подобно тому, как сейчас это делает реклама). Старые институты выглядят медленными и некомпетентными по сравнению с сетью. Существенная часть книги посвящена тому, как свобода авторства трансформирует общество – и блогеры, начав выражать себя, со временем неизбежно становятся частью политики.
Больше всего книга похожа на учебник новой дисциплины, материалы к новому экспериментальному курсу какого-нибудь американского вуза. Из простых, практически бесспорных посылок и иллюстраций существующего порядка вещей по-сократовски неторопливо возникают образы будущего (ближе к концу – отчасти мрачные, когда Мирошниченко заявляет, что освобождение авторства обязательно ведет к терроризму) и довольно радикальные выводы.
Рассказ о механизме вирусного редактора (который вводится параграфами, словно математический объект или философская теория) напоминает эпилог “Войны и мира” Толстого – политические событий в России предстают исторической неизбежностью, естественным развитием общества, где все получили возможность быть авторами. Правда, некоторые главы кажутся достаточно жестко отредактированными, словно автор останавливает свой полет мысли, не желая превращаться в Нассима Талеба – и при этом недостаточно развлекательными. Но со временем текст захватывает, возникает ощущение причастности к тайному знанию, даже если вроде бы представлял все это все раньше. Чувствуешь, что что-то происходит с миром, что у этого есть смысл – и дальше будет только интереснее.
Что с этим делать
Практических рекомендаций в книге не так много: тем, кто работает в медиа, есть смысл дождаться второй из заявленной книг, целиком посвященной изменениях в СМИ. Но полезные выводы здесь тоже есть: например, у старых СМИ больше нет монополии на настоящее. Действительно важное лучше обнаружит, донесет и сформулирует вирусный редактор в лице миллионов людей-авторов; и если платформа СМИ не сможет существовать с ним в симбиозе, то рано или поздно ему проиграет. Будущее, правда, вирусный редактор не видит, и это важная зона для СМИ – такой контент можно даже пытаться сделать ограниченным (платным, например), поскольку в условиях “Шока настоящего”, когда завтра все больше отличается от сегодня, людям все важнее понимать, к чему готовиться.
Если вас не так сильно увлекает тема, то лучше читать колонки – там мысли доносятся по одной за раз и на конкретных удачных примерах. Хотя книга даст вам определенную дисциплину духа: можно куда спокойнее относиться к переменам, если видишь в хаосе логику.
Где купить
Версию для Kindle можно приобрести на Amazon за 3,89 доллара. Бумажная версия вроде бы планируется, можно подписаться на автора, чтобы не пропустить.
Прокомментировать на фейсбуке (это лучший вариант, если вам интересно обсудить формат и текст).
Все тематические блоки рецензии написаны одним автором и отражают одну точку зрения. Выбор блоков зависит от ответов; главная цель – не показывать совсем ненужное и точно показать нужное (например, блок “Где купить” выводится всем, кто читает книги и хотя бы теоретическим может заинтересоваться).
Ничто не мешает делать такие же тексты с разными мнениями, но желательно, чтобы их представляли разные люди – читать имитации точек зрения не очень интересно. В идеале часть параметров, безусловно, должна определяться неявно – как известно, то, что человек охотнее потребляет, может отличаться от того, что он декларирует.
В этом примере в качестве неявного параметра используется ширина экрана – для небольших мобильных устройств показывается меньше блоков. Разумеется, можно также учитывать, с какого сайта человек пришел, где находится – ну и всю предыдущую историю взаимодействия, если она есть.
Техническая часть этой штуки (довольно примитивная) оказалась для меня проще, чем содержание – рецензия на книгу в принципе сложный жанр, необходимость учитывать логику алгоритма делает его еще сложнее, и я не уверен, что в итоге вышло интересно. Но сама идея текстов для людей с разным погружением в тему выглядит вполне перспективной.