Попытки создать краудфандинговую журналистику – такую, когда читатели собирают деньги на то, чтобы автор что-то написал – предпринимаются довольно давно, но толку от них пока что мало. Не удивлюсь, если текстов про эту модель написано больше, чем собственно тех текстов, которые оплатили читатели.
В самом начале 2000-х Стивен Кинг пытался публиковать повесть по сходной модели – по частям, обещая следущую часть лишь в том случае, если достаточно много людей заплатят за предыдущую. Повесть так и осталась недописанной, несмотря на солидные для тех времен сборы и огромную базу поклонников. Сейчас есть, например, проекты Beacon и Spot.us, были попытки организовать подобное в России (“Частный корресподент” и Colta.ru), но в целом модель остается скорее теоретической.
Ключевая проблема, мне кажется, в том, что текст – это не так уж и много радости. Часто он требует много труда и времени, иногда, если речь идет о репортажах или расследованиях, то и командировочных расходов. А в итоге быстро читается, сколько-то обсуждается, и вот уже нужен следующий. Люди, которые поддерживают компьютерные игры, к примеру, покупают сотни часов активного развлечения, а не десять минут пассивного. Плюс компьютерных игр не так уж много, каждая уникальна – а с одним платным текстом соревнуются миллионы бесплатных.
Поэтому не случайно в качестве идей для краудфандинга часто называют именно журналистские расследования – что-то такое, что должно не просто развлекать, но и менять мир (Spot.us, к примеру, делает акцент именно на исследования локальных проблем). Так попросту гораздо интереснее. Но чтобы менять мир текстом, у него должна быть аудитория, и чем больше, чем лучше. А значит, любая платформа такого рода, остающаяся закрытой (как Beacon) или попросту нишевой (где тексты читают только такие же энтузиасты), обречена.
Что же можно сделать?
Ответ простой: платить за качественный текст должны не те, кто хотят прочитать текст, а те, кто хотят, чтобы текст прочитали. Если вас действительно волнует вымирание языков народов Крайнего Севера, правильное градоустройство или проблемы лозоплетения, вам важнее не узнать что-то новое о проблеме, а сообщить о ней другим. Краудфандерами должны стать не скучающие читатели, которые не знают, из-за чего бы нового поволноваться, а активисты.
Как можно добиться, чтобы текст прочитали?
В первую очередь он должен быть максимально открыт аудитории и доступен по всем каналам. Это означает полный отказ от привязки к платформе и изданию. Такой текст должен быть не просто доступен бесплатно, он должен явно предлагаться всем желающим вещателям (примерно как пресс-релиз, только по-человечески). Представьте себе познавательный, интересный, литературный репортаж самого известного автора, которую любое медиа, которое того захочет, может размещать у себя целиком без малейшего сомнения. Обычно за синдицированный контент платят, просто меньше, чем за уникальный, а в этой модели он предлагается бесплатно. Активисты получают доступ к потенциально огромной аудитории и возможность менять мир, авторы – серьезные гонорары, медиа, даже самые традиционные – бесплатные тексты, качество которых гарантируется именем автора. Разумеется, какие-то медиа могут отказаться от такого рода текстов – но, в общем-то, тем хуже для них.