Известен психологический эффект, что слова и картинки подсознательно определяют поведение человека. По-русски он называется как-то очень громоздко, по-английски это просто priming. Эксперименты на эту тему проводятся много лет, некоторые из них поразительны (вроде того, что выбор слов определяет уровень проявлений расизма), некоторые признаны шарлатанскими. Вообще, идея, что слова, метафоры и изображения в интерфейсе определяют поведение пользователей, кажется очень сильной – представьте, вдруг секрет успеха Facebook именно в том, что на каждой странице вы видите по десять слов “Нравится”?
На практике эффект применять не так просто; скорее, это еще одно направление гипотез для тестирования. Есть, скажем, такое наблюдение: понятный, общепринятый язык снижает порог входа (важно для быстрой конверсии); зато свой уникальный жаргон помогает создать более крепкое сообщество (порог входа выше, но выше и ценность, возникает ощущение собственного племени). В интерфейсе Facebook нет ни одного хоть немного выделяющегося слова; сравните это с Twitter или какой-нибудь лепрой.
Знаю одно применение эффекта прайминга для личного использования; возможно, это сработает не только для меня. На поведение влияют не только отдельные слова, но и их организация. Поэтому полезно читать книги перед работой – сто раз отредактированный, выверенный, структурированный книжный текст помогает вашему мышлению стать немного таким же. Плюс оно вживается в нужную роль: книги о бизнесе помогут быстрее и эффективнее разобраться с финансовыми таблицами; книги о дизайне – придумать что-то новое и найти необычное решение. При этом не так важно, что именно это за книга: дело не в смысле, а в структуре и словах. Возможно, читать действительно полезно независимо от содержания книги, лишь бы текст был отредактированным, ясным и структурированным.
Из наблюдений: в жизни эффект прайминга — это подготовка к выполнению какой-либо задачи или, к примеру, определенный настрой на переговоры. Я занимаюсь граф.дизайном, и перед тем, как приступить к макету, собираю референсы по теме на отдельную доску в Pinterest — помогает настроиться на тематику. Кстати, интересный эксперимент провели по разделению на мужские и женские действия — http://techcrunch.com/2015/03/26/reach-your-customers-through-their-subconscious/
И это еще раз доказывает, что действия, вызванные нашими стереотипами или ассоциациями могут даже не осознаваться до конца, и даже тестировать такие вещи довольно сложно — а как же человеческий фактор?
Кстати, да, мудборды дизайнеров – очень хороший пример, спасибо.
Тестирование помогает понять, что люди на самом деле делают. Но плохо рассказывает, что они чувствуют при этом, хотят ли этого и почему.
полагаю что это один из секретов по-настоящему действенной инфографики