Первые несколько лет работы над сайтами и приложениями мне очень нравилось что-то создавать. Новые cервисы, новые возможности, большие и маленькие. Большинство моих идей выглядели как “а давайте сделаем еще такую штуку, место в меню вроде есть”. Мне и сейчас это нравится, что уж там.
Но опыт – это в том числе возможность увидеть долгосрочные последствия своих решений. Каждое усложнение, каждая новая деталь влияет на все будущее проекта. У вас накапливается технологический долг: вряд ли все новые фичи были сделаны правильно. У вас накапливается продуктовый долг: вряд ли новые и старые сервисы с первого раза получилось интегрировать безболезненно и удобно. Вам приходится добавлять “а еще у нас есть…” в каждый текст о работе проекта. Спустя несколько лет у проекта появляются функции, о которых вообще никто не помнит из сотрудников, а люди продолжают на них рассчитывать. Однажды мы поняли, что у Sports.ru есть рассылка на Subscribe.ru, логин и пароль к которой просто никто не знает – ее заводили примерно в 2007-м. Ей пользовалось несколько тысяч человек.
К счастью, оказалось, что уничтожать фичи и сервисы – удовольствие ничуть не меньше, чем создавать их. Дело не только в упрощении: многие продукты и должны быть сложными, иначе они не подходят самым важным пользователям. Фотошоп, AutoCad или Google Docs устроены сложно и имеют тенденцию усложняться со временем, потому что у них много опытных, профессиональных пользователей. Но хороший продукт – как французский парк; в нем может быть много деталей, но все лишнее постоянно обрезается. Мы привыкаем к тому, что мы придумали, и пишем в резюме в первую очередь о том, что сделали и добавили, но мир устроен не совсем так. Осмысленное уничтожение должно идти бок о бок с осмысленным созиданием, только так получается сохранить свежесть и эффективность.
Закрывать даже мало востребованное и устаревшее бывает сложно: когда в городе перестраивают трущобы, местные жители часто протестуют. Если сопротивления нет вообще, вам повезло – вы отрезали что-то совсем ненужное. Если сопротивление сильное, вам тоже повезло: вы нащупали что-то живое и теперь должны понять, как сохранить эту ценность, даже если сервис в текущем виде оставлять нельзя. В любом случае вы узнаете что-то более полезное, чем когда приделываете к своему сервису пятидесятую новую фичу для одного процента людей.
У блога есть фейсбук, твиттер и телеграм. Как вариант, можно подписаться на еженедельную email-рассылку. Пишите мне по любому поводу на [email protected] или в фейсбуке.
Что делать с разъяренным меньшинством пользователей. Рациональных доводов они не воспринимают же :(
Обычно достаточно просто подождать. Если есть варианты, как компенсировать им неудобство (какими-то скидками, бесплатными периодами и так далее), можно компенсировать.