Кажется, Канеман писал, что к решению простых проблем следует подходить рационально (например, представить, что вы советуете кому-то другому), а в сложных случаях – доверять интуиции. Звучит парадоксально,но легко объясняется.
Простые проблемы меняют мир не сильно. Вы можете предсказать, что и как может измениться от решения – а значит, и измерить это. Простые проблемы повторяются снова и снова, часто они воспроизводимы так легко, что можно использовать чуть ли не A/B-тестирование.
С другой стороны, их довольно много. Принимая более рациональные решения регулярно, можно сделать жизнь существенно лучше. Работает по принципу грабительских микрокредитов: если улучшать что-то на 1% в день, за год станет лучше в 37 раз.
Сложность устроена иначе. Она означает большие изменения и принципиально не предсказуемые результаты. Вы не знаете, чем обернется рождение ребенка, переход на новую работу, объявление войны, создание совсем нового бизнеса или что-то еще в этом роде. Пространство и рисков, и возможных выигрышей слишком велико. Вы не можете A/B-тестировать такие решения, не можете “сохраниться и посмотреть, что будет”. Попытки формализовать проблему, свести ее к цифрам, метрикам, SWOT-диаграммам и моделям полезны разве что, чтобы продумать некоторые детали и исключить заведомо безнадежные варианты. Заведомо надежного решения в случае сложных проблем не бывает.
Интуиция, мечта где-то на горизонте и желание ее достичь – все, что вам остается. Не так уж и мало.