Артем Гордин заметил, что автоматические текстовые трансляции Олимпиады на Sports.ru получились немного шовинистическими.
Конкретно в этом случае продукт стал шовинистом бессознательно. Когда проектировали онлайны, никому не пришло в голову, что в футболе может появиться статистика женских турниров (хотя “никому не пришло в голову кого-то учесть” – тоже, допускаю, шовинистический посыл). Собственно, и сейчас матчей женщин у поставщика раз в 500 меньше, чем мужских. С другой стороны, в профилях Sports.ru долгое время всем, кто зашел редактировать профиль и ничего не выбрал, по умолчанию указывался женский пол (программисты сделали 0 – женским, 1 – мужским, скорее всего, банально по алфавиту). Так что ошибки бывают в обе стороны. Вообще мы обычно стараемся использовать в интерфейсе гендерно нейтральные формулировки, так проще для всех.
Учитывать в логике все возможные случаи, вплоть до крайне редких и сложных в обработке – типичная ошибка некоторых программистов, которые могут потратить из-за этого на задачу в десять раз больше времени. Дизайнеры и продакт-менеджеры чаще ошибаются в другую сторону, не учитывая действительно серьезные проблемы своих своих пользователей. Скажем, наш движок хорошо воспринимает футболистов без имени (такое бывают в Индонезии), а вот с авиакомпаниями и банками у таких людей возникают проблемы. Очень часто в интерфейсах забывают про людей, которые не могут пользоваться мышью и работают с браузером в основном с клавиатуры. Только сегодня переписывался из техподдержкой из-за того, что их форма ввода не признает существование никаких алфавитов, кроме латинского.
Когда твой интерфейс кого-то дискриминирует, это не очень приятно ни для вас, ни для пользователя. Но учесть вообще все нюансы могут только очень большие компании, где этим занимаются целые подразделения. Проектам поменьше остается одно: всегда предусматривать fallback к ручному управлению, и в некоторых ситуациях делать его явным (не можете заполнить форму? вот вам кнопка отправки ваших данных сразу на почту в саппорт). В случае матчей женских сборных можно было бы просто отключить автоматическую трансляцию, например, или, при наличии такой возможности, поправить ее вручную. Алгоритм остался бы шовинистическим, но только внутри; по крайней мере, публично бы он вел себя прилично.
“Но учесть вообще все нюансы могут только очень большие компании”. Кажется, что и замечают такие вещи только у больших компаний. По крайней мере обсуждают публично только их. Так что, можно считать, вы уже попали в этот список. Придется заводить отдел)
Думаю, надо хотя бы раз в 10 еще вырасти сначала, прежде чем у нас появятся отдельные специалисты по этике дизайна и Chief Diversity Officer, как в гугле. А может, и в 50.
Никогда не поздно дизайнеров просто начинать называть Cheif Deversity Officer
Забавно, что на лондонской олимпиаде никто этого и не заметил, а мы тогда даже фэнтези делали :)