Медиа и технологии #138. Ноябрь 2018. Геймификация не спасет вас

Всем привет! Это последний выпуск в этом году, итоги декабря выйдут уже после праздников.

  1. В 2019 году медиапотребление телевидения наконец-то уступит интернету.

  2. “Пузыря фильтров” не существует, но людям нравится думать, что он есть.

  3. Из-за чего даже хорошие продуктовые команды делают ненужные фичи.

  4. В 2012 году в интернете разместили абсолютно пустые баннеры. CTR оказался 0,08%, на 60% выше среднего.

  5. Из-за Spotify музыкальные треки становятся короче, спокойнее, и все чаще начинаются с припева.

Главное

Два тесно связанных тренда:

  • Отчет Ericsson: за 2018 год мобильный трафик вырос на 79% (в Китае  на 140% и составляет в среднем 7 гигабайт в месяц). 95% населения планеты находятся в зоне действия 3G, 60% – LTE.

Большое интервью издателя The Bell и медиа-консультанта Александра Амзина. Про то, куда движутся медиа и как им выживать.

Итоги года от главных экспертов по итогам года:

Как китайские суперпопулярные приложения используют AI и что это значит. Например, TikTok не дает выбора, что смотреть, он сам решает, что показать дальше.

“Пузыря фильтров” на самом деле не существует, но людям нравится считать, что он есть.

Тема выпуска: геймификация не спасет медиа

Многим в отрасли понравилась история, как Financial Times протестировали на части подписчиков сервис Knowledge Builder. Читаешь тексты по теме, видишь, как растут твои знания по разным темам, читаешь еще больше текстов. Геймификация в чистом виде, и вроде бы что-то полезное.

Мне тема увеличения интерактивности контента интересна давно: всегда хотелось сделать медиа ближе к читателю и максимально использовать то, что диджитал – это не только экран, но и интерфейс. Даже первый пост в Media Skunk в 2014 году был ровно про это.

Что-то мы тестировали в Sports.ru, часто партизанскими методами. Некоторые простые форматы отлично зашли и странно, что еще не стали стандартом рынка: например, опрос в конце текста логично дополняет почти любое высказывание. Комменты без рейтингов тоже уже воспринимаются архаично.

Но более сложные штуки не становятся массовыми.  The Huffington Post создали в районе 2010 года очень сложную систему бэйджей и уровней, почти ролевую игру (что-то похожее есть, наверное, на Stack Overflow). Google News делали штуку, очень похожую на то, что тестирует FT: стань экспертом в теме, читая новости по ней. Все закрылось еще несколько лет назад.

Есть главное правило геймификации: добавлять игровые механики можно лишь тогда, когда пользователю интересно или важно основное действие. Даже в играх вам не помогут уровни и достижения, если основная механика игры скучная и неприятная. Геймификация – это приправа, соус, она не спасет плохое блюдо.

Читать текст не ради его содержания – крайне неественно, и такая механика работать не может.

Как подтверждение, важная деталь: FT развлекает только уже платящих пользователей. Это именно те люди, которые делают их бизнесом, но пришли они точно не ради этого, и платят не за это, и любят FT не поэтому. В качестве цели обозначается желание уменьшить отток пользователей, объяснив им через фичу ценность подписки, но так обычно не работает. Предположу, что это может увеличить потребление как раз самых лояльных, кому все нравится.

В целом нет ничего плохого, чтобы дополнительно радовать и развлекать людей, которые готовы тратить на вас деньги и быть вашими евангелистами. Можно считать это чем-то вроде “комплимента от шефа” для постоянных посетителей. Но прежде чем копировать что-то подобное, убедитесь, что вы достаточно поработали над основной ценностью проекта. Обычно у медиа проблемы именно здесь, а не в продукте.

Промо

Создатель проекта “Птичка” Владимир Кобзев запустил новый формат онлайн-курсов для аналитиков продукта TaskQuiz. Модель свежая и выглядит классно: ученики ничего не платят, задачи привязаны к требованиям конкретных компаний, успешное прохождение превращается если не в оффер, то хотя бы в собеседование. Советую попробовать и тем, кто хочет устроиться на работу, и тем, кто хочет меньше времени тратить на бессмысленные собеседования.

Автор моего любимого телеграм-канала “Медиа и депрессия” запустил сайт sadlunchbreak.com – ссылки “для одинокого обеда за компиком на работе”.

О некоммерческих проектах и проектах друзей я пишу просто так, насчет коммерческих можно попробовать договориться.

 

Медиа, платформы, диджитал-реклама

Из всех заявленных просмотров на ютубе всего 11% — это живые люди, которые смотрят видео со звуком, а на фейсбуке всего 0,07%. На ту же тему из соседнего поста канала: когда в 2012 году в интернете разместили абсолютно пустые баннеры, CTR оказался 0,08%, на 60% выше среднего.

Подробный обзор рынка подкастов в 2018. Похоже на медиа в целом: кто-то открылся, кто-то слишком амбициозный закрылся, прорывов нет, жизнь продолжается.

Buffer сделали большое исследование сториз разных брендов в инстаграме. Выяснилось, что из всех отраслей меньше всего охват сториз у медиа (а больше всего – у спорта, так что у спортивных медиа все-таки есть шансы).

Интервью с создателями украинского стартапа Newszmate, недавно купленного американским проектом Piano. Newzmate стартовали как новостной агрегатор, но в итоге пришли к решениям для персонализации контента в медиа.

Сервис Stoop делает что-то вроде флипборда для email-рассылок. Идея назревшая, но непонятно, почему работает только в мобайле. Действительно полезные рассылки требуют какого-то действия – открытия ссылок, записей, это гораздо удобнее на десктопе.

Продукт, дизайн, бизнес

В прошлой рассылке уже был текст Эндрю Чена про метрики стартапов, но он такой хороший, что я выложу его еще раз, уже в виде русского перевода. А еще можно прочитать сжатый пересказ в канале Антона Гладкобородова.

Из-за чего даже хорошие команды могут делать бесполезные или вредные фичи в продукте (на русском).

Как устроиться на работу менеджером продукта (на русском).

Блог Go Practice рассказывает, как придумать и создать мобильное приложение с доходом в 40 тысяч долларов в месяц. Важно, что это не просто история успеха (спойлер: все кончилось так себе), здесь хорошо показаны все промежуточные этапы поисков и неудач.

Разместить текст в пространстве (например, в AR/VR) совсем не просто и требует новых подходов в типографике.

Стартапы, VC, тренды

Стартап Dreamtime будет делать голосовые викторины для водителей. Говорят, что их игры помогают поддерживать концентрацию за рулем. Вообще рынок аудио плотно переплетен с рынками автомобилей и фитнеса: это две главных человеческих активности, в ходе которых заняты руки.

Большое исследование потребительского рынка в России. Подтверждается, в частности, макротренд: люди все больше ходят в торговые центры именно развлекаться, а не покупать.

Почему правильнее закрывать неудачный стартап, а не пытаться сделать пивот.

Венчурный фонд Bessemer составляет анти-портфолио проектов, в которые они когда-то отказались вложиться.

Неплохая подборка питчдеков компаний, которым удалось привлечь инвестиции. Есть и известные, и не очень.

Интересно

Наша портфельная компания Mubert, которая делает алгоритмическую электронную фоновую музыку для людей и бизнеса, выпустила новую версию сайта и приложений. Еще больше жанров и кейсов использования, всем советую, я постоянно под них работаю. Послушать в один клик можно тут.

Как Spotify и стриминг в целом влияет на музыку: треки становятся короче, спокойнее, и самые цепляющие моменты переносятся в самое начало. И тут же новость: Spotify хочет стать еще и лэйблом для музыкантов.​

Шведский стартап Furhat Robotics создал человекоподобную голову-робота, которая имитирует недовольного потребителя. Собираются использовать для тренингов сотрудников первой линии, например, для сообщения плохих новостей. Даже из того, что роботы злы и бесчувственны, можно сделать что-то хорошее.

Новые алгоритмы nVidia генерируют изображения людей, пугающе неотличимых от реальных. Например, можно стилизовать чужую фотку по себя, как будто вы родственники.

Анализ эмоций из твитов может показать, какое настроение у людей в городе и насколько они склонны к риску (например, покупке лотерейных билетов).

Новое устройство для предупреждения тошноты от движения в VR борется с неприятными симптомами, обманывая вестибулярный аппарат ложными импульсами. Проще хакнуть человека, чем сделать картинку нужного качества.

Артур Чапарян о том, как живется стэндаперу в России. Похоже, рынок начинает появляться, никто не хочет сделать стартап в этой тематике?

Ученые университета Сиэттла провели эксперимент, в ходе которого люди играли в тетрис втроем, используя только связь мозг-мозг.

Спасибо, что читаете, и хорошего дня!

P.S.: будет здорово, если вы посоветуете рассылку друзьям и коллегам:

email-версия | Telegram | Twitter | Facebook

Пишите мне в телеграмеFacebook или на [email protected]

Оставить комментарий