Журналисты регулярно спрашивают меня, чем бы им заняться вместо журналистики. Причины разные: скучно, отчетливо ощущается потолок, достали злые и глупые читатели, мало денег и уважения. Знаю даже людей, которые пытались научиться программировать, чтобы немного догнать будущее (и есть легенды, что у кого-то это получилось).
В идеальном мире журналисты вполне могли бы начать карьеру в продакт-менеджменте, но таких случаев не так много (позже обсудим, откуда обычно берутся менеджеры по продукту). Это странно, потому что:
1. Журналисты быстро разбираются в чем угодно
Это важнейшее профессиональное умение, одинаково нужное и в журналистике, и в продакт-менеджменте. Взять хорошее интервью с человеком из редкого бизнеса ничуть не проще, чем разобраться в новой технологической платформе.
2. Журналисты отлично формулируют мысли, пишут и говорят
90% работы продакт-менеджера – это письменное и устное общение. Умение формулировать мысли обязательно для эффективной работы, как внутри (ТЗ, презентации, отчеты), так и снаружи (тексты самого продукта). Вообще, хорошо сформулированная мысль уже практически продукт.
Умение эффективно разговаривать с самыми разными людьми – тоже, разумеется, огромное преимущество.
3. У журналистов богатое воображение сочетается с усидчивостью
Чтобы придумывать каждую неделю (или чаще) новую, востребованную читателями тему, нужна здоровая, крепкая фантазия. Чтобы воплотить эту тему в жизнь, нужны долгие часы напряженной работы.
Ровно так работают и продакт-менеджеры: мало придумать хорошую гипотезу, нужно довести ее до внедрения, проверить, а потом придумать следующую.
Почему это происходит реже, чем должно бы
1. У многих журналистов гуманитарный склад ума.
Продакт-менеджеру необходимо интуитивно понимать разные области математики: логику, алгоритмы, статистику. Арифметику, в конце концов.
Прости, Шурик, я просто оставлю этот скриншот здесь:
Злорадствовать не надо, Александр в своей области специалист получше, чем практически все из нас. Но без понимания цифр все-таки в продукте будет тяжело.
2. Недостаток скромности
Скромность – важнейшее профессиональное качество продакт-менеджера. Потому что: 1) он часто неправ (а если все время прав, то слишком мало делает); 2) его знания устаревают и надо искать новые; 3) ему приходится постоянно работать с людьми в чем-то умнее себя.
Но это довольно плохое (и редкое) качество для автора колонок или рецензий.
3. Привычка к быстрой обратной связи
Чем важнее продукт, тем дольше его приходится делать. Иногда даже через год первые осязаемые результаты еще не близко – а, возможно, их никогда не будет, и вы потратили год жизни (причем не только своей) на что-то, за что никто вас даже не похвалит.
Это не совсем то же, что урожай лайков после злободневного текста. Мгновенная обратная связь – мощный наркотик, на нее подсаживаешься.
4. Любовь к прошлому
Это скорее мое личное наблюдение, есть много исключений: журналисты часто живут словно на несколько лет (если не десятилетий) в прошлом. Они последними осваивают новые технологические возможности и каналы (возможно, потому, что отлично освоили предыдущие). Писать крутые тексты даже сейчас можно хоть авторучкой – но без искреннего интереса к новым возможностям в продакт-менеджменте будет тяжело.
5. Неумение делегировать, зависеть и руководить
Журналисты работают своими руками и опираются на себя. Продакт-менеджер ничего не может сделать сам и весь его успех зависит от других людей. Это совсем разные стили работы. И даже в случае огромного успеха нигде в подвале сайта и приложения не будет написано, что его сделали с вашим участием.
Можно заметить, что предыдущие пункты относятся в первую очередь к хорошим журналистам. Поэтому у плохих, неправильных журналистов, которым не очень комфортно в их профессии, шансов больше. Для программистов это определенно работает – уверенно говорю вам, как в прошлом посредственный программист. То, что мешает в одной сфере, оказывается самым важным в другой.
P.S.: завтра у меня снова выходной, продолжим разговор в выходные. Подписывайтесь на канал Media Skunk в Telegram, чтобы не пропустить.
Ну я понимаю, что у меня все плохо с алгоритмами, логикой, математикой и арифметикой, но мне очень хочется понять, что натворил Шурик своим комментом – что там не так?
4/3 = (4*4)/(3*4) = 16/12. А не 16/9. )
А как из кого-то перейти в журналисты, Вас, случайно, не спрашивают? Было бы интересно узнать.
Меня лично не спрашивают. Но это же очень легко: начните хорошо писать по какой-то теме и попробуйте донести это хоть до какой-то релевантной аудитории, через неделю или месяц сами за вами придут.