Сета Годин сформулировал недавно интересную иерархию ценности продуктов, перескажу ее кратко (у него красивее объясняется, если что).
В основе пирамиды – функциональность. Продукт должен работать. Но когда все исправно и выполняет базовые функции, люди начинают выбирать лишь по цене, а такая конкуренция не ведет ни к чему хорошему (об этом Годин много пишет в других постах). Дополнительные фичи, не те, в которых суть продукта, нужны совсем небольшому количеству людей.
Затем идет связь с другими людьми. Соцсеть, где больше друзей. Места, где собираются люди, понятные вам. Принадлежность к сообществу, ощущение своего места в нем. При прочих равных людям интереснее продукты, которые что-то для них значат.
Затем идет стиль. Некоторые готовы платить больше за характер и привлекательность продукта – иногда и потому, что это может дать еще больше связей. Даже среди поклонников Apple есть любители золотых айфонов, даже среди харлеев есть более дорогие и редкие модели.
И на самом верху пирамиды – новизна, редкость, погоня за тем, что наиболее точно соответствует моменту. Если все смартфоны делают одно и то же, одинаково соединяют вас с людьми и выглядят довольно похоже, люди все равно хотят седьмой айфон. Потому что он новый и о нем говорят.
***
Я не уверен, что ценность всегда устроена именно как пирамида. Стиль и сообщество слишком связаны между собой, например. Ощущение настоящего момента и новизна могут перевешивать даже недостатки функциональности – когда в мире происходит что-то важное, вы читаете это в любом медиа, не думая о его удобстве и стилистике.
Но Годин верно замечает, что вы сами выбираете, на каком уровне конкурируете с другими. Можно делать больше всего, можно лучше соединять людей и делать что-то для них значимое, можно придумать стиль, который заметят и запомнят. Изредка вы даже сможете даже проехаться на волне трендов, став чем-то самым актуальным прямо сейчас (хотя умение вызывать эти волны – одно из самых сложных). У некоторых даже получается обнулить всю конкуренцию, изменив само представление о базовой функциональности; хотя большинство тех, кто пытается, в итоге делают что-то совсем не нужное.
Главное, чтобы вы сами понимали, в чем ваша ценность и действительно ли она существует.