Интерфейсы все меньше напоминают фантастические фильмы, и все больше – мультики.
Так, например, выглядит Imzy, новая модная соцсеть-сообщество, вся стилистика которой основана на добром динозаврике. Imzy основан вице-президентом по продуктам Reddit, предназначен для сообществ по интересам и только что получил 8 миллионов инвестиций первого раунда. Ничего особенно детского в нем нет; напротив, в Imzy можно заплатить живыми деньгами любому пользователю за любой коммент (при желании – с комиссией для сервиса).
Facebook использует стикеры с медвежонком (или кто это?) в рекламе продуктов.
Есть теория, что Google нарочно придал самоуправляемым машинам детский вид, чтобы люди не чувствовали в них угрозу.
Сюда же можно отнести и новые очки Snap. Если Google Glasses напоминали о “Терминаторе”, то эти – скорее о “Диснейленде”.
Характерно, что добрыми и детскими выглядят сервисы, которые занимаются чем-то страшным: искусственным интеллектом (чат-боты тоже стараются выглядеть милыми), заменой людей на роботов, съемкой всего вокруг на камеру или онлайн-общением людей (что может быть страшнее). Будущее выглядит настолько угрожающим, что интерфейс всячески старается подчеркнуть, что он на вашей стороне. Часто – обращаясь к вашему внутреннему шестилетке.
Как это достигается?
Три правила детской площадки
1. Все равны, все друзья, все готовы помочь
Стилистика не привязана к социальному статусу. Мы еще в детском саду, а не в школе, где важно, кто у кого папа. Может, у нас разные имена и прически, но мы играем вместе и равноправны внутри этой игры.
Сам сервис – такой же друг, только еще и необычный, со сверхспособностями, как герой любимого мультика. Конечно, он всегда придет на помощь.
2. Все поправимо и обратимо
Настолько, насколько это технически возможно. Известно, что дети и подростки быстро исследуют интерфейсы, просто нажимая на все кнопки подряд (иначе освоить SnapChat невозможно, мне кажется). Когда ты чувствуешь, что ничего страшного не случится, интерфейс превращается в поле для исследований, а каждый клик – удивительной возможностью для чего-то нового. Это можно подчеркнуть, изображая взаимодействие в виде игры, а объекты интерфейса – в виде игрушек.
3. Жизнь состоит из наград и радостей
Поощрения за любой успех, даже самый маленький. Дружелюбная геймификация с наградами, но без прямой конкуренции. Милые и приятные микровзаимодействия в интерфейсе. Смешные динозаврики.
Каждая новая возможность – еще один повод для радости исследования и узнавания, словно новая серия мультсериала.
***
Некоторым ветеранам интернета, выросшим в атмосфере “это интернет, здесь и послать могут” такой подход кажется странным. Но для развития сообществ и продуктов, ориентированных на большие аудитории, это любопытная и важная идея. Детскость и игрушечность ценны здесь не столько сами по себе, сколько как сильная метафора безопасности.
Пара цифр: внутри сообществ (например, в комментах медиа) активно высказывается не больше 1% участников, умеют выполнять сложные операции с компьютером не более 5-8% от населения развитых стран. Для оставшихся интернет и тем более сообщества внутри него – опасное, сложное, часто неприятное место. Многие сообщества с годами формируют жесткую формальную или неформальную иерархию, куда новые люди плохо интегрируются, даже если у них есть такое желание.
Понижая агрессивность среды любыми способами, мы отпугиваем часть из этих 1%, зато можем сделать активнее остальных 99% – в том числе, возможно, кого-то из тех 95%, кому сложно разобраться в сложно устроенном сообществе или продукте. Эпоха суровых первооткрывателей в интернете закончена, настало время сделать его пространством для всех.