Мне хочется делать блог полезнее и разнообразнее, а не только писать свои мысли и собирать рассылку. Для начала я решил иногда говорить с другими людьми из отрасли – особенно с теми, кто сосредоточен на практике и редко что-то рассказывает сам. Настоящие интервью мне делать трудно, поэтому я буду выбирать из наших разговоров семь вопросов.
ГЕРОЙ
Аркадий Чугунов, продакт-менеджер Skyeng
Мы познакомились с Аркадием в прошлом году за кофе (напомню, что я с удовольствием встречаюсь с утра, чтобы поговорить о работе). Он тогда занимался Bookmate и, в частности, его интересовал опыт Sports.ru в построении сообществ, а меня – его опыт в международной экспансии. С тех пор Аркадий ушел работать в SkyEng и стал вести блок о продукте на курсах мобильного дизайна в Британке.
Аркадий согласился выступить первым подопытным рубрики, за что ему отдельное спасибо.
7 ВОПРОСОВ
Ты закончил мехмат МГУ. Как после этого ты оказался дизайнером продуктов?
Математика у меня действительно получалась хорошо, и в 10 классе я оказался в СУНЦ МГУ, откуда обычно идут на мехмат, физфак и прочий физтех. Я сомневался, но в итоге решил, что человек красит место, и выбрал мехмат.
К концу универа я уже хорошо понимал, что фундаментальная наука меня не сильно увлекает, при этом в банки и актуарное дело идти тоже не было желания. Плюс мне тогда нравилось рисовать, но скорее как иллюстратору. Это все как-то не вязалось в моей голове. В какой-то момент я узнал, что существует такая вещь, как дизайн интерфейсов и решил разобраться в этом. Как раз в это время мои старые приятели — выпускники того же МГУ — сколотили стартап и искали дизайнера. Я присоединился и начал погружаться в профессию.
За пару лет понял, что мне интереснее думать шире, чем просто интерфейс, достал директора вопросами «зачем?» и решил двигаться в продукт. Набрался дерзости и попал в “Букмейт”.
Чем для тебя отличается работа в Bookmate и SkyEng?
“Букмейт” был для меня в первую историей про культурное воспитание, отношение к делу, к людям. Он очень сильно повлиял на мою картину мира, систему ценностей – в частности, меня многому научил Максим Балабин. Разумеется, нас заботил рост и скорость, но еще важнее для нас было делать хорошо, выдерживать внутреннюю планку качества. Если мы не понимали внятно, как сделать хорошо, мы не делали.
В Skyeng я пошел учиться другим вещам — делать быстро, мыслить в режиме инвестора. Такой хардкорный lean-подход: все делается интенсивно и минимальными средствами. Меня поражает, как быстро идеи могут превращаться в работающие сервисы. Именно этот суперскилл позволяет “Скаенгу” кратно расти все 4 года с момента основания. Я же в свою очередь стараюсь культивировать в “Скаенге” те вещи, которым меня научил Букмейт, умножить их зашкаливающий IQ на EQ.
Как понять, хороший продакт-менеджер или нет? Охват и прибыльность продуктов зависят от внешних факторов, иногда почти на 100%. Что можно тренировать, чтобы стать лучше?
В конечном счете, хороший продакт приносит бизнесу деньги. Остальное зависит от этики владельцев бизнеса.
Я уверен, что набор скиллов продакт-менеджера — почти такой же как у предпринимателя: умение точно сформулировать проблему или возможность и найти способ ее решить (обычно чужими руками). Разве что смелости может быть пока поменьше. В этом смысле неважно, из кого вырастает продакт. В моей картине мире человек с воспаленным чувством несовершенства — это дизайнер, поэтому мне ближе, когда продакт вырастает из дизайнера. Но это совершенно необязательно.
Я верю, что чтобы научить, нужно очень хорошо понимать самому. Отчасти поэтому я пошел преподавать на курс в Британку. Плюс это тренировка на быстрый анализ идей — студенты несут их десятками, чтобы определиться с проектом. Каждому надо дать внятный фидбек, подсказать, что вряд ли сработает, а что достаточно докрутить.
Ты не ощущаешь проблему распространения продакт-буллшита? Что мест, где можно научиться чему-то полезному, довольно мало?
Да, есть проблема, что самые толковые люди из индустрии у нас почти не выступают публично. На конференциях оказывается полезным один доклад из 20; митапы, где обсуждают, чем продакт отличается от проджекта, вообще никуда не годятся.
Из последнего, что запомнилось — двухдневный Product Camp за городом в Минске. Все самые интересные разговоры, разумеется, случились вечером первого дня, когда все уже расслабились. И еще хороший митап организовал Саша Мемус из Truckerpath у себя в офисе. Он нерегулярный, раз в пару месяцев, человек на 30, докладчиков всего 5-6. Из-за камерности получается продуктивнее.
Посоветуй читателям что-нибудь полезное – лайфхак, прием, который помогает в работе или жизни.
Совет простой: не затекать, не ограничиваться, смотреть шире. Любой человек, имеющий дело с созданием нового, способен создать хорошее и интересное настолько, насколько много он видел, слышал, читал, пережил. Читать больше художки (а не только нон-фикшн, как почему-то делает большинство менеджеров), слушать музыку, путешествовать, пробовать новую еду, смотреть на красивое.
Какие последние тренды тебя вдохновляют?
Мне нравится, что современный мир все больше позволяет каждому раскрыться в собственной индивидуальности и даже заработать на этом. Разве не здорово: каждый может делать то, что ему нравится: автор блога, игрок к доту в твиче, продавец органической косметики или кофе-гик в инстаграме. И каждый находит аудиторию, которая ему за это платит. Как минимум, вниманием.
Расскажи об одной профессиональной мечте (необязательно самой главной)
Тут все довольно банально — хочется набраться смелости и сделать что-то свое. Поднять ставки и взять полную ответственность за что-то. Для меня это и есть рост.
Еще есть мечта-план подтянуть графический скилл и поработать на позиции артдиректора. Сейчас я это делаю в партизанском режиме, оставаясь в роли менеджера продукта. Но мне всегда было важно не просто сделать, но и сделать красиво.
P.S.: Аркадий ищет дизайнера в команду, обратите внимание.
Круто, Аркадий, спасибо;)))
Миша, спасибо за новую рубрику!
Надеюсь, будет интересно.
Узнал заодно, чем ты сейчас занимаешься – отличная работа, круто.