7 вопросов. Максим Хрящев, владелец “Пикабу”, о сообществах и качестве контента

ГЕРОЙ

Максим Хрящев, владелец и руководитель pikabu.ru, 33-го сайта России по посещаемости.

С Максимом мы познакомились осенью на наших курсах о мобильном продакт-менеджменте. Любопытно было рассказывать человеку, собравшему аудиторию в 16 миллионов пользователей в месяц без единого продакт-менеджера, о важности и и смысле работы продакт-менеджеров. Впрочем, Максим утверждает, что новые знания из курса сэкономили ему при запуске Android-приложения больше, чем стоил курс. Мы тоже узнали от него много нового.  

Недавно Максим приходил в офис Sports.ru, чтобы поделиться опытом работы с сообществами. Я составил это мини-интервью на основе его выступления.

7 ВОПРОСОВ

Как ты решил делать “Пикабу”? Что пришлось делать, чтобы завести сообщество с нуля?

До этого у меня было два других интернет-проекта – музыкальный и рекламный. В 2008 году я увидел Reddit, понял, что ничего похожего в России нет, и загорелся желанием сделать первое сообщество с действительно качественным контентом.

Первое время я добавлял все самостоятельно, работал целыми днями и отказывался выходить из дома, лишь бы запостить что-то еще крутое. В какой-то момент люди возмутились одним из моих аккаунтов и изгнали его с помощью массовых минусов, посчитав мои посты неинтересными. Тогда я понял, что можно остановиться: сообщество стало достаточно большим и может находить хороший контент гораздо эффективнее, чем я сам. Миллионы пользователей способны создать больше, чем любая редакция.

Какая команда сейчас делает проект? Какие планы по развитию?

Сейчас нас 11 человек, не считая модераторов. Редакции у нас нет, все создает сообщество. Стало много уникального контента – он помечен специальным тегом “мое”. Перед Новым годом выпустили Android-приложение, оно неплохо растет.

В прошлом году мы сделали внутри “Пикабу” место, где пользователи предлагают свои идеи. Много интересного, хочется сделать все и сразу, но приходится расставлять приоритеты. Надеюсь, в этом году порадуем пикабушников функциями, которые они же и предложили :)

Например, одна из будущих задач – усложнение логики игнор-листа. Можно будет, например, убрать сочетание тем “политика” и “США” на несколько месяцев, если вас раздражают конкретные выборы.

Какие приемы позволили вырастить сообщество и сохранить при этом нормальную атмосферу? Комменты на “Пикабу” сильно лучше, чем в среднем по рунету.

У нас все прозрачно, люди это ценят. Модераторы работают публично и стараются объяснять в комментариях, почему они что-то удаляют или банят. Жалобы тоже публичны. Я верю в “теорию разбитых окон” – там, где все доброжелательно и честно, люди ведут себя так же. Поэтому, в частности, мы не размещаем никакую сомнительную рекламу.

С самого начала мы ввели игнор-лист. У нас универсальное сообщество, логично, что какие-то темы людям не нравятся. На “Пикабу” можно игнорировать пользователей и целые темы, этим функционалом пользуется половина всей активной аудитории.

Несколько лет назад  мы ввели систему автоматического определения дублей: мы анализируем картинки и текст, чтобы люди не публиковали одно и то же. Это в несколько раз уменьшило количество присылаемого контента и сильно повысило его качество.  

Алгоритм формирования главной страницы у нас устроен честно: мы никак не влияем на выбор аудитории, она лучше знает, что ей нравится. Очень круто сработал алгоритм ранжирования комментариев, который использует Reddit, обсуждения стали интереснее. Люди высказываются дольше, потому что алгоритм позволяет хорошим комментариям, написанным позднее, тоже быть замеченными.

Почему “Пикабу” растет и будет жить, несмотря на все соцсети и мессенджеры?

Качество контента, это самая главная причина. Интересный контент всегда будет востребован. Того уровня, который у нас есть сейчас, невозможно добиться в паблике ВК или Фейсбука. И мы будем работать над этим дальше.

Имеет ли смысл запускать новые сообщества в 2017 году не в соцсетях?

Вполне реально сделать узкотематическое медиа в формате UGC-сообщества. Если автор является экспертом в определенной тематике и сможет привлечь других специалистов, то почему бы и нет? Люди приходят за контентом и если запастись терпением, привлекать аудиторию и развивать сообщество, то все обязательно получится.

Посоветуй читателям что-нибудь полезное – сервис, лайфхак, прием, который помогает в работе или жизни.

Универсальный совет – читайте книги. Интересуйтесь тем, что актуально для вашей жизни в данный момент. За 20 минут вы узнаете то, что другому человеку пришлось открывать в течение 20 лет. Читая каждый год по 10 тематических книг, в течение 10 лет вы прочитаете 100 произведений и по мере применения знаний на практике, станете исключительным профессионалом.

Расскажи об одной профессиональной мечте.

Мечтаю, чтобы “Пикабу” стал сообществом с самым интересным контентом в России. Это долгий путь и мы, вероятно, не прошли даже половины. Надеюсь, мечты действительно сбываются. Посмотрим!

Подписывайтесь на блог в фейсбуке, твиттере, телеграме или с помощью ежедневной email-рассылки. Пишите мне по любому поводу на [email protected] или в Facebook Messenger.

2 комментария к “7 вопросов. Максим Хрящев, владелец “Пикабу”, о сообществах и качестве контента

  1. На Реддит есть тонны интересного (помимо “производства контента” и перепоста мемесов) в разделах ELI5, IAMA, LPT, askreddit, и главное, что там постоянно появляются новые темы. Такой тип обсуждений, в таком формате мне не удается найти на русском. И формат Пикабу, который он принял, вкупе с сообществами, спрятанными в одну вкладку, особо не способствуют процветанию таких разговорных тем. Пока что имеем сайт исключительно для приколов, но я надеюсь, что сообщество разовьется в эдакую публичную площадку. Я бы на месте команды Пикабу не стеснялся и толкнул бы подобные разделы, как упомянутые раннее у Реддит, хотя бы в виде простых аналогов. Вроде бы есть сообщество Спроси Пикабу, например, но оно не продвигается никак.

  2. На Пикабу больше 5 лет. И все было ок, пока не стал чаще ходить на Dirty и Лепру. И очень-очень много чего, что я вижу на Пикабу, сначала я вижу на этих двух ресурсах.

    Появилось ощущение, что самостоятельного производства контента не так много. А если копнуть, то окажется, что куча всего берется на том же Редете и 9гег

Оставить комментарий