Раз в два года Sports.ru и Tribuna.com переходят в особый режим работы. Чемпионаты мира и Европы по футболу, особенно с участием сборной России – лучшее время, чтобы увеличивать аудиторию и привлекать рекламные деньги от тех, кто в другое время спортом не интересуется. В этом июне мы снова запустили несколько спецпроектов, я хочу рассказать о самом интересном из них – “Твоем бразильском имени”.
Идея
Cервис, который переделывает фамилию в псевдобразильское прозвище, мы хотели сделать довольно давно. Еще в 2009-м я нашел такой англоязычный генератор на сайте Midfield Dynamo (cейчас он живет тут: http://anu.co.uk/brazil/). Мне не понравилось, как он был сделан и какое имя мне придумал, но идея выглядела перспективной.
За несколько месяцев до чемпионата мира в Бразилии мы начали собрать все возможные идеи – и, разумеется, генератор прозвищ вновь оказался актуален. Впрочем, такую штуку практически невозможно продать рекламодателю, если вы не можете ее показать. Осенью 2013-го я решил сделать прототип алгоритма, чтобы отделу рекламы было что демонстрировать потенциальным клиентам.
Особенности алгоритма (показать)
Реализация
В итоге мы смогли продать этот проект целых два раза: для российского рынка (Aviasales.ru) и для белорусского на Tribuna.com (KIA). Мы не могли гарантировать конкретных цифр, но обещали вирусный потенциал, поэтому требовались особые клиенты, которых интересовала такая “венчурная”, high risk, high reward реклама.
Разумеется, для настоящей вирусности прототип нуждался в серьезной переделке. Во-первых, нужно уметь генерировать уникальные картинки с фамилией, чтобы в соцсетях у каждого была своя картинка (в 2014 году люди ожидают это как данность). Во-вторых, нужно обеспечить удобную точку входа – поэтому мы сделали виджет с возможностью ввести имя сразу на главной странице сайта.
Несмотря на то, что раньше мы не генерировали на своей стороне картинки с текстом, проект получилось сделать достаточно быстро силами двух разработчиков: фронтенд и бэкенд (Perl+MongoDB). В ТЗ, правда, мне пришлось местами цитировать свой код из прототипа – перевести PHP-логику в Perl легче, чем в описательный текст и обратно.
Благодаря тому, что все сделали в срок, во время тестирования мы добавили в проект простейшие пасхалки (программисты начали их искать, не нашли и предложили оперативно сделать). Для некоторых известных в футболе людей (Карпин, Смолов и так далее) вместо того, что ожидается, выводятся незатейливые фиксированные варианты.
Запуск
Реализация пасхалок заняла у нас где-то полчаса (сложнее было их придумать, чем вставить в алгоритм), а в итоге придала проекту новое измерение – в разных местах интернета люди занимались тем, что вводили все имена подряд, отыскивая наши незамысловатые шутки.
В целом успех превзошел ожидания: благодаря вирусной волне уже через сутки у нас было больше 10 тысяч шэров только во Вконтакте и несколько миллионов сгенерированных картинок (в среднем больше 10 на человека). Люди ставили картинки себе на аватарки, придумывали собственные шутки, даже создавали посвященные таким прозвищам группы. У таких проектов, помимо основной волны, бывают и следующие (например, картинками из него делились даже на 2ch), а также очень длинный хвост тех, кто находит проект спустя месяцы и годы. Оба клиента, разумеется, остались довольны.
Первыми успех почувствовали на себе наши сисадмины: мы впервые делали проект с генерацией картинок, и в изначаланом варианте они оставались на серверах. В итоге в три часа ночи после запуска на серверах закончилось место. На самом деле хранение картинок для таких проектов не требуется, их можно делать по запросу: соцсети кэшируют их у себя, люди сохраняют их себе, а на самой странице проекта все выводится методами верстки.
Также на следующий день мы оперативно добавили в проект ссылки на другие наши футбольные сервисы, заметив, насколько велика доля нового вирусного трафика и как много этих людей уходят со страницы, наигравшись.
Чему мы научились благодаря этому проекту
-
Пасхалки – важный элемент для любого “сервиса ленивого авторства”. Они добавляют проекту игровое измерение и создают новые стимулы, чтобы провести на нем больше времени. Ну и просто радуют людей, в конце концов.
-
Конверсию вирусного трафика надо проектировать заранее. Чаще мы думаем о том, как привести людей с сайта на спецпроект, но нужно думать и об обратном. Вы никогда не знаете заранее, сколько людей и откуда к вам придут, так что каждый вирусный проект должен восприниматься как landing page.
-
Архитектуру потенциально вирусных проектов нужно проектировать с серьезным, хотя бы десятикратным запасом. Лучше хранить поменьше тяжелых данных. А вдруг.
-
Больше всего люди интересуются самими собой, контент о себе они готовы потреблять и распространять значительно охотнее, чем любой другой. Не то чтобы мы не знали об этом раньше, но всегда интересно убедиться в этом еще раз.
Мы сделали вирусный проект – конкурс к Гонке Чемпионов 2015. Решили разыграть наши билеты, за первые два часа в конкурсе приняло участие 306 человек. http://biathlon.enco72.ru/
Мы тоже недавно запустили “вирусный” проект – генератор дурацких законов.
Тут http://badmadduma.2slo.ru
Жаль эта статья попалась нам только сейчас, мы бы могли избежать некоторых сходных проблем на старте, если бы ее прочитали раньше.
это кто у кого своровал?) http://sports.yahoo.com/photos/brazil-world-cup-player-name-generator-1403055187-slideshow/
Так это из той самой штуки, на которую я ссылку даю в самом начале.