Проектам нужны имена. Мы в Tribuna Digital запускаем новые проекты часто – а значит, тратим немало времени на выбор названий, доменов, логотипов. Приходится учитывать десятки тонкостей. Мы помним, что названия российских проектов должны склоняться и сочетаться с предлогами, а международных – произноситься одинаково легко на всех языках. Мы знаем, что названия должны влезать под иконку приложения на экране любого айфона. Мы исследуем реальные поисковые запросы. Мы можем тестировать названия на реальных людях: смотрим, какие объявления лучше нажимаются. Мы старательно гуглим локальные проекты с похожими названиями и изучаем, в каких странах наши варианты могут звучать смешно или оскорбительно. Мы прикидываем, как люди будут сокращать в речи название проекта, если у нас все получится и о нас будут говорить.
Важно делать это вовремя. Лучше всего – после запуска продукта. Описанные выше проблемы – это проблемы будущего, которые могут не наступить никогда. Мало кто откладывает деньги на пенсионный счет с первой в жизни зарплаты – а проекты доживают до проблем большого роста куда реже, чем люди – до пенсии. “Долг идентики”, как и технический долг, крайне редко убивает проекты сам по себе. Особенно новые и особенно те, которые решают реальные проблемы реальной аудитории. Слишком медленное развитие продукта и тестирование гипотез гораздо страшнее.
Перестать спорить о названиях, фирменном стиле и иконках станет проще, если помнить о нарушителях всех правил. Например, The Huffington Post (районная газета Алабамы?), AirBnB (ЦК ВЛКСМ), ABBYY (только очень эффективный менеджер может с серьезным лицом произносить “я представляю эйбибиуайуай”) и Вконтакте (стилистический монстр, нарушающий чуть ли не все принципы из первого абзаца). От того, как вы назовете яхту, изменится только надпись на борту. Если проект вырастает, недостатки названия превращаются в его узнаваемые особенности, им даже начинают подражать. Но никто еще не становился достаточно большим только из-за того, что удачно выбрал название своего проекта. Даже Sex.com.