Больше всего из фундаментального труда “Story” сценариста Роберта Макки мне запомнилась концепция развития темы в сюжете. Темой обычно выступает абстрактная ценность или качество героя. Для раскрытия темы нужен конфликт – и Макки считает, что в правильном сюжете нужны целых три вида антагонизма.
Тема |
Противоречие (Contrary) |
Двойное отрицание (Negation of the negation) |
Противоположность (Contradictory) |
С противоположностью все ясно: любовь – ненависть. Противоречие – что-то, точно не являющееся не исходной ценностью, ни ее противоположностью; любовь – безразличие. Их может быть несколько, они делают ситуацию более выпуклой. Двойное отрицание, по Макки – ситуация, когда проблема становится не количественно, а качественно хуже. Например, когда исходная ценность оказывается хуже своего противоречия (ненависть, притворяющаяся любовью). Или когда противоположность обращается на самого героя (ненависть к себе). Точной формулировки нет, это скорее условность, вот диаграммы самого Макки для лучшего понимания:
Примерно поняв, что имеется в виду, вы начнете замечать этот принцип во всех сюжетах подряд – в фильмах, книгах, сериалах. Если последней стадии антагонизма нет, если в третьем акте не появляется совсем нового поворота, сюжет выглядит плоским.
Как это можно использовать, если вы не сценарист? Делать самые захватывающие прогнозы и презентации – в духе Голливуда и политических дебатов. Декабрь на дворе, астрологи объявили, что количество футуристов увеличивается втрое.
Вот пара примеров из моей отрасли. Это на скорую руку – я верю, вы можете лучше.
Нативные приложения |
Ненативные приложения |
Приложения, устроенные, как веб |
Мобильный веб |
Ну или никаких приложений вообще, конечно.
Премиальная и нативная реклама |
Подписка? Сети рекомендаций? |
AdBlock сам станет главной |
Сетевая реклама |
Как вариант, сети сами заведут себе медиа, или браузеры – сети.
Медиа по подписке |
Медиа, не являющиеся бизнесом |
Медиа, которые сами платят читателю |
Медиа, живущие рекламой |
Медиа дружат с платформами |
Медиа делают вид, что платформ нет |
Медиа сами сделают все, чтобы платформам |
Медиа сражаются с платформами |
Много короткого контента |
Вообще не думать о контенте |
Ценность приносят те, кто уменьшает |
Мало длинного контента |
Получается не то чтобы совсем апокалипсис, но, по крайней мере, есть над чем подумать. Хороших всем прогнозов на 2016-й.