В ходе очередной попытки закончить третью часть памфлета об идеальном медиа перечитываю хорошие старые тексты. Встретил рассказ редактора The Economist о том, как медиа пытаются бороться с бесконечностью информационного потока:
“Лекарства от пересыщения контентом стали заметным трендом. Мы в The Economist делали это всегда – наше преимущество как раз в том, что газету можно дочитать. Наше приложение и рассылка Espresso тоже конечны; мы пишем вам “И все”, когда вы прочитываете все семь новостей. Приложение BuzzFeed сообщает “Теперь вы в курсе всего”, когда вы пролистываете ленту до конца, то же делают Twitter Moments и Yahoo News Digest. Цель одна и та же: позволить вам меньше волноваться из-за перегрузки информацией и начать делать что-то еще”.
Бесконечность действительно утомительна и навязчива, неважно, как это называть – незавершенным гештальтом, эффектом Зейгарник или чем-то еще. Вспомнил, как при каком-то из редизайнов Sports.ru со страницы “мои новости” (по темам, на которые человек подписался) исчезло подсвечивание заголовков новостей, которых человек еще не видел. Казалось, что это мелочь, что можно и самому запомнить, что ты видел, а что нет. Но в борьбе с бесконечностью новостного фида людям помогают даже небольшие опоры.
Интересно, что изменилось бы, если такие опоры делали более явными. Я этим субботним утром случайно начал читать сайт “Еды” и потратил на это чуть ли не час, потому что ленты все не заканчивались. Помогло ли бы мне сообщение вроде “Это уже текст 2013 года, вы точно хотите прочитать весь сайт за один раз?” Стоит ли медиа не изображать из себя пассивный, практически не живой товар, а вести себя с читателем как партнеры? Когда это нужно самим медиа (вроде подписки на рассылку или рекламы других сервисов), они ведут себя очень даже активно.
Вообще, люди любят чувствовать контроль, даже если это означает право делать то, что для них вредно – но точно так же они любят принимать осознанные решения на основе фактов и цифр. Как повлиял бы на потребление медиа явный счетчик потраченного на сайте времени и прочитанных за сессию страниц? Моя гипотеза, что оперативные метрики уменьшатся, если не использовать хитрости геймификации (вроде вашего личного рекорда), но долгосрочная лояльность могла бы при этом и возрасти.
Посетила еще индейка, читая статью про формы ввода у Бабича: если на сайте много интересной информации не новостного характера, то, возможно, было бы интересно подписаться не просто на обновления, а на периодическую присылку (выбираемой периодичности) старых материалов с этого сайта. Типа, как Главред делает свою рассылку для всех с самого начала.
Интересно, именно такого варианта я даже не встречал. Некоторые блогеры, скажем, Эндрю Чен (http://andrewchen.co/) присылают новым пользователям несколько подборок лучших своих текстов, но все же не на регулярной основе.
Спасибо за мысль.