Успешные проекты начинаются с чего-то частного, иногда совсем не существенного. Но если первая мелочь попадает в цель и находит неудовлетворенную потребность, дальше она тянет за собой все более масштабные и сложные вещи. Они возникают сами собой, так устроены рынок и рост. Начав с каталога профилей студентов, вы неизбежно строите глобальную империю рекламных технологий. Начав с книжного онлайн-магазина, в итоге всегда разрабатываете роботов и беспилотники. Идея проекта по мере роста становится все более абстрактной, но все же остается: Google делает все в мире умнее, Facebook отвечает за все цифровое общение, Amazon соединяет продавцов и покупателей (неважно, чего и как). Если идея в процессе роста исчезает, то в итоге получается Yahoo или Рамблер.
Переход от частностей к абстракции происходит не только с миллиардными проектами, но и с некоторыми нишевыми медиа. Я лет 15 уже читаю сайт Snopes.com: изначально он был посвящен опровержению городских легенд вроде того, что KFC выращивает восьмикрылых куриц-мутантов. Тогда он выглядел вот так, может, кто-то вспомнит:
Постепенно список тем расширился, за городскими легендами последовали “общепринятые знания”. Произносил ли Шерлок Холмс в книге хоть раз фразу “Элементарно, мой дорогой Ватсон”? Настоящая ли была голова коня в “Крестном отце”? Там много таких вещей, осторожно, можно зависнуть.
И, наконец, за этим пришли текущие события – сейчас на Snopes исследуют и опровергают еще и свежие новости, собирая, в том числе, рейтинг надежности медиа. По сути, проект стал “провайдером доверия”: его независимую экспертизу теперь используют другие медиа. Борьба с фальшивками стала модной совсем недавно, и где-то в Европе пытаются запускать подобные проекты с нуля. Но сайт с 23-летней подтвержденной историей опровержения ложной информации выглядит гораздо солиднее и, что важнее, умеет гораздо больше.
Медиа живут долго, и в медиа надо работать долго. Рано или поздно то, что вы научились делать за много лет, окажется самым востребованным и актуальным. Посмотрите на AdMe и их международные проекты, если вам кажется это абстрактной мыслью. Так Sports.ru эволюционировал от сайта с новостями спорта к провайдеру эмоций для спортивных болельщиков. Так люди, которые много пишут о музыке, в итоге пытаются устраивать собственные проекты и фестивали – потому что оказывается самой лучшей формой высказывания. Так люди, которые описывают мир, начинают в итоге его менять.
Провайдером чего может стать ваш проект? Где самая верхняя абстракция, которую вы можете для него сформулировать? Что вам нужно начать делать прямо сейчас, чтобы к ней прийти?
Михаил, не знаю, насколько вам это важно. Если сочтете неважным, можете удалить комментарий — без обид :)
В общем, в ссылке п«ровайдеру эмоций для спортивных болельщиков» буква „П“ не влезла в ссылку.
Спасибо, поправил! Меня читают дизайнеры, у них от такого челюсти сводит.