Шовинизм и крайние случаи в продакт-менеджменте

Артем Гордин заметил, что автоматические текстовые трансляции Олимпиады на Sports.ru получились немного шовинистическими.

Screenshot_24

Конкретно в этом случае продукт стал шовинистом бессознательно. Когда проектировали онлайны, никому не пришло в голову, что в футболе может появиться статистика женских турниров (хотя “никому не пришло в голову кого-то учесть” — тоже, допускаю, шовинистический посыл). Собственно, и сейчас матчей женщин у поставщика раз в 500 меньше, чем мужских.  С другой стороны, в профилях Sports.ru долгое время всем, кто зашел редактировать профиль и ничего не выбрал, по умолчанию указывался женский пол (программисты сделали 0 — женским, 1 — мужским, скорее всего, банально по алфавиту). Так что ошибки бывают в обе стороны. Вообще мы обычно стараемся использовать в интерфейсе гендерно нейтральные формулировки, так проще для всех.

Учитывать в логике все возможные случаи, вплоть до крайне редких и сложных в обработке — типичная ошибка некоторых программистов, которые могут потратить из-за этого на задачу в десять раз больше времени. Дизайнеры и продакт-менеджеры чаще ошибаются в другую сторону, не учитывая действительно серьезные проблемы своих своих пользователей. Скажем, наш движок хорошо воспринимает футболистов без имени (такое бывают в Индонезии), а вот с авиакомпаниями и банками у таких людей возникают проблемы. Очень часто в интерфейсах забывают про людей, которые не могут пользоваться мышью и работают с браузером в основном с клавиатуры. Только сегодня переписывался из техподдержкой из-за того, что их форма ввода не признает существование никаких алфавитов, кроме латинского.

Когда твой интерфейс кого-то дискриминирует, это не очень приятно ни для вас, ни для пользователя. Но учесть вообще все нюансы могут только очень большие компании, где этим занимаются целые подразделения. Проектам поменьше остается одно: всегда предусматривать fallback к ручному управлению, и в некоторых ситуациях делать его явным (не можете заполнить форму? вот вам кнопка отправки ваших данных сразу на почту в саппорт). В случае матчей женских сборных можно было бы просто отключить автоматическую трансляцию, например, или, при наличии такой возможности, поправить ее вручную. Алгоритм остался бы шовинистическим, но только внутри; по крайней мере, публично бы он вел себя прилично.

4 комментария к “Шовинизм и крайние случаи в продакт-менеджменте

  1. «Но учесть вообще все нюансы могут только очень большие компании». Кажется, что и замечают такие вещи только у больших компаний. По крайней мере обсуждают публично только их. Так что, можно считать, вы уже попали в этот список. Придется заводить отдел)

    1. Думаю, надо хотя бы раз в 10 еще вырасти сначала, прежде чем у нас появятся отдельные специалисты по этике дизайна и Chief Diversity Officer, как в гугле. А может, и в 50.

Оставить комментарий