Почему из журналистов получаются хорошие продакт-менеджеры (но редко)

Журналисты регулярно спрашивают меня, чем бы им заняться вместо журналистики. Причины разные: скучно, отчетливо ощущается потолок, достали злые и глупые читатели, мало денег и уважения. Знаю даже людей, которые пытались научиться программировать, чтобы немного догнать будущее (и есть легенды, что у кого-то это получилось).

В идеальном мире журналисты вполне могли бы начать карьеру в продакт-менеджменте, но таких случаев не так много (позже обсудим, откуда обычно берутся менеджеры по продукту). Это странно, потому что:

1. Журналисты быстро разбираются в чем угодно

Это важнейшее профессиональное умение, одинаково нужное и в журналистике, и в продакт-менеджменте. Взять хорошее интервью с человеком из редкого бизнеса ничуть не проще, чем разобраться в новой технологической платформе.

2. Журналисты отлично формулируют мысли, пишут и говорят

90% работы продакт-менеджера — это письменное и устное общение. Умение формулировать мысли обязательно для эффективной работы, как внутри (ТЗ, презентации, отчеты), так и снаружи (тексты самого продукта). Вообще, хорошо сформулированная мысль уже практически продукт.

Умение эффективно разговаривать с самыми разными людьми — тоже, разумеется, огромное преимущество.

3. У журналистов богатое воображение сочетается с усидчивостью

Чтобы придумывать каждую неделю (или чаще) новую, востребованную читателями тему, нужна здоровая, крепкая фантазия. Чтобы воплотить эту тему в жизнь, нужны долгие часы напряженной работы.

Ровно так работают и продакт-менеджеры: мало придумать хорошую гипотезу, нужно довести ее до внедрения, проверить, а потом придумать следующую.

 

Почему это происходит реже, чем должно бы

1У многих журналистов гуманитарный склад ума.

Продакт-менеджеру необходимо интуитивно понимать разные области математики: логику, алгоритмы, статистику. Арифметику, в конце концов.

Прости, Шурик, я просто оставлю этот скриншот здесь:

Screenshot_7

Злорадствовать не надо, Александр в своей области специалист получше, чем практически все из нас. Но без понимания цифр все-таки в продукте будет тяжело.

2. Недостаток скромности

Скромность — важнейшее профессиональное качество продакт-менеджера. Потому что: 1) он часто неправ (а если все время прав, то слишком мало делает); 2) его знания устаревают и надо искать новые; 3) ему приходится постоянно работать с людьми в чем-то умнее себя.

Но это довольно плохое (и редкое) качество для автора колонок или рецензий.

3. Привычка к быстрой обратной связи

Чем важнее продукт, тем дольше его приходится делать. Иногда даже через год первые осязаемые результаты еще не близко — а, возможно, их никогда не будет, и вы потратили год жизни (причем не только своей) на что-то, за что никто вас даже не похвалит.

Это не совсем то же, что урожай лайков после злободневного текста. Мгновенная обратная связь — мощный наркотик, на нее подсаживаешься.

4. Любовь к прошлому

Это скорее мое личное наблюдение, есть много исключений: журналисты часто живут словно на несколько лет (если не десятилетий) в прошлом. Они последними осваивают новые технологические возможности и каналы (возможно, потому, что отлично освоили предыдущие). Писать крутые тексты даже сейчас можно хоть авторучкой — но без искреннего интереса к новым возможностям в продакт-менеджменте будет тяжело.

5. Неумение делегировать, зависеть и руководить

Журналисты работают своими руками и опираются на себя. Продакт-менеджер ничего не может сделать сам и весь его успех зависит от других людей.  Это совсем разные стили работы. И даже в случае огромного успеха нигде в подвале сайта и приложения не будет написано, что его сделали с вашим участием.

Можно заметить, что предыдущие пункты относятся в первую очередь к хорошим журналистам. Поэтому у плохих, неправильных журналистов, которым не очень комфортно в их профессии, шансов больше. Для программистов это определенно работает — уверенно говорю вам, как в прошлом посредственный программист. То, что мешает в одной сфере, оказывается самым важным в другой.

P.S.: завтра у меня снова выходной, продолжим разговор в выходные. Подписывайтесь на канал Media Skunk в Telegram, чтобы не пропустить.

4 комментария к “Почему из журналистов получаются хорошие продакт-менеджеры (но редко)

  1. Ну я понимаю, что у меня все плохо с алгоритмами, логикой, математикой и арифметикой, но мне очень хочется понять, что натворил Шурик своим комментом — что там не так?

    1. Меня лично не спрашивают. Но это же очень легко: начните хорошо писать по какой-то теме и попробуйте донести это хоть до какой-то релевантной аудитории, через неделю или месяц сами за вами придут.

Оставить комментарий