Тормоз прогресса. Когда медленнее – это умнее

Обычно люди любят, когда в интернете все происходит как можно быстрее. Отклик дольше 0,1 секунды ухудшает восприятие интерфейса (см. простой и проверенный временем текст N/N). Увеличение загрузки страницы на полсекунды может заметно сказаться на времени, проводимом на сайте или в приложении, а также, по слухам, влияет на позиции в поиске. Если вам приходится делать для мультимедийного проекта  счетчик загрузки с процентами, то изрядная часть читателей отвалится, не дождавшись загрузки (я сам из таких), даже если их старый компьютер не зависнет от чрезмерной красоты.

Создатели интернет-продуктов бьются за ускорение отклика всегда и везде. Но может ли возникнуть ситуация, когда время отклика нужно намеренно увеличивать?

Бывают случаи, когда интерфейс приходится замедлять просто потому, что он неправильно придуман. Встречали сайты с переключающейся главной картинкой? Пока вы поняли, что на ней и захотели нажать, она уже изменилась и вы повернули не туда. Такого рода элементы — почти что  абсолютное зло, и использовать их можно лишь для иллюстрации, а не навигации.

Но есть более интересный пример. В отличном исследовании Бьюэлла и Нортона из Гарварда рассказывается о феномене “иллюзии труда”. В определенных случаях (например, подбор лучшего предложения авиабилетов) пользователям кажется, что программа, которая дольше работает, “умнее”. В случае незнакомых задач мы склонны пользоваться эвристикой “затраченных усилий”: если кто-то сделал все очень быстро, значит, он не старался. Например, неизвестная дорогая косметическая услуга воспринимается как стоящая своих денег, если идет несколько часов, а не пару минут. Посетители ресторанов тревожатся, если еду приносят почти сразу. Очень быстрые вещи воспринимаются не уникальными, не направленными на интересы конкретного заказчика.

Другие выводы исследования:

  • заметно плохое качество работы все же важнее, чем иллюзия труда – но даже посредственное начинает из-за нее выигрывать;

  • людям интересно и важно знать, что и как происходит во время ожидания, даже если это отчасти замедляет процесс (пример – рестораны с открытой кухней).

Вообще, любой сложный алгоритм не только неотличим от магии, но еще и кажется немного живым. Учитывая, что алгоритмы Facebook или Яндекса достигли той стадии, когда ни один человек не может уверенно объяснить, почему кому-то показали что-то конкретное, в этом восприятии есть некоторый смысл: мы понимаем, что у алгоритма есть цель и набор ценностей, даже если не понимаем в точности его работу. Людям может быть приятнее общаться с умными алгоритмами, если те думают человечнее: в конце концов, немного живой и мгновенно реагирующий объект кажется хищным и опасным.

В случае авиабилетов может срабатывать еще один прием, описанный, в частности, Роем Баумайстером: продавцы хорошо знают, что усталому человеку проще что-то продать (поэтому телемагазины работают ночью, а дополнительные услуги предлагают в самом конце, когда от них сложнее отказаться). Возможно, после нескольких поисков билетов и попыток разобраться вы устанете достаточно, чтобы не отключать галочку “присылать мне уведомления по СМС за 100 рублей”.


Практическая иллюстрация

Давайте сравним два хрустальных шара-предсказателя, использующих загадочные алгоритмы для определения вашей судьбы. Принцип работы у них традиционный для такого рода сервисов: вы задумываетесь над важным для вас решением (“Стоит ли мне пойти в спортзал или читать фейсбук дальше?”), нажимаете на кнопку или на сам шар, получаете мудрый совет. Если нужен другой, нажимаете снова. Советы отчасти основаны на “Oblique Strategies” Брайана Ино.

Это хрустальный шар Мельхиор. Используя квантовые алгоритмы, он дает ответ практически мгновенно.

Получить ответ

Это хрустальный шар Бальтазар. Используя тысячи источников и распределенные вычисления, он дает взвешенный, продуманный, оптимальный ответ.

Получить ответ

Обсудить, какой шар выглядит лучше и умнее, можно на странице записи в Facebook.

4 комментария к “Тормоз прогресса. Когда медленнее – это умнее

    1. Ура, наконец-то он пригодился. Надо будет еще приложение из него сделать.

  1. Кстати более того, некоторые ресурсы по поиску билетов, в своей “иллюзии труда” еще используют метод золотого унитаза, что дает, пускай и не значительный, но положительный эффект на покупателя.

Оставить комментарий