Почему-то раньше не приходило в голову, что “платформа” (например, “платформа для высказывания”) – не абстрактный термин, а метафора из повседневной жизни. Платформа – это подставка, от табуретки до трибуны митинга. Подставка меняет многое: публичное обращение к толпе подразумевает ответственность, подготовку и особенную манеру. Нельзя встать на стул и разговаривать так же, как обычно на кухне. Типичный формат медиа “текст+комменты” подчеркивает эту иерархию: комменты строго внизу (а то и отдельно), их шрифт меньше. На уличном митинге к выступающему обращаются специфические люди и исключительно криком – и в цифровом мире это работает примерно так же.
В этом смысле твиттер, например, не платформа. Это идеально плоское сообщество, где любой комментарий равен высказыванию, и это подчеркивается даже визуально. В плоском мире (в парке, например) общаются в основном с друзьями, а внимание привлекает тот, кто показывает фокусы – ну или просто громче других. Но, что важно, устройство плоского сообщества провоцирует по-прежнему говорить так, как на кухне, даже если тебя слышат миллионы – и это объясняет, почему многие журналисты свои лучшие тексты пишут теперь в соцсетях.