У меня появилось еще одно любимое медиа, сочетающее идеальное устройство и интересное содержание – e-mail рассылка Everything Changes, которая сейчас живет на сайте The Awl. У рассылки нет ни темы, ни графика, ни формата, лишь одно правило – все меняется каждую неделю: сегодня картинка, завтра цикл стихотворений, потом запускается какая-то социальная механика, и ничего не повторяется дважды. Рассылку составляет Лаура Олин, руководившая социальными медиа кампании Барака Обамы на выборах в 2012 году, но главное в ней – не личность, а все же формат (точнее, видимо, метаформат).
При всем своем минимализме Everything Changes логично продолжает тенденции медиа последних лет. Перманентный редизайн w-o-s.ru или постоянно переосмысление журнала “Афиши” тоже, видимо, были вызваны ощущением, что людям все время нужны новые развлечения, что главный редактор дизайн устаревает еще во время верстки, а текст – пока читатель его читает. Удачные формат или стилистика подвергаются рефлексии, превращаются в самопародию и деконструируются людьми, конкурентами и в конце концов роботами. Все интересное из информации извлекается и препарируется, перегоняясь десятки раз. Чтобы оставаться на месте, нужно бежать со всех ног – и при этом как можно меньше опираться на костыли привычных форматов и способов мышления (простите за затянувшуюся метафору, но костыли только мешают бегать). Ощущения, наверное, опережают реальное поведение аудитории (скорость наступления будущего у тех, кто занимается медиа, и их пользователей может быть неравномерной), но изменения действительно все ускоряются и ускоряются.
Конечно, что-то всегда должно скреплять медиапроект, и не только способ его оформления и доставки (рассылка – просто удобный технологически в данном случае способ). Постоянным остается самое эфемерное – характер, человеческие отношения, талант. Все остальное меняется – и, возможно, даже быстрее, чем раз в неделю.