Я не встречал людей, которые пишут так, чтобы им совсем не нужен был редактор. Говорят, они существуют, интересно, как у них это получается. Самому себя редактировать очень тяжело; даже прием Хемингуэя “пиши пьяным, редактируй трезвым”, подразумевающий, что редактировать нужно не в тот же день и не в том же контексте, работает все-таки хуже, чем чужой внимательный взгляд.
Любопытно, что это касается не только статей и прочей журналистики. Презентация, инструкция или техническое задание всегда выигрывают от второго мнения. Даже у программистов есть практика code review, смысл которой именно в редактуре. Программа – это ведь тоже текст, просто на другом языке.
Интересно, с чем связано такое свойство работы с текстом. Во многих других сферах мастеров не нужно или, по крайней мере, совсем не принято поправлять (представьте себе шеф-повара или столяра, который просит поредактировать его блюдо или кресло – они и сами знают, какими они должны быть). Большинство же людей, которые профессионально занимаются текстами – копирайтеры, журналисты, переводчики, продакт-менеджеры – совершенно нормально относятся к редактуре и часто сами просят других просмотреть их тексты. Хотя, возможно, это только мне такие попадались.
Не думаю, что это Ваша индивидуальная выборка. Мне лишь пару раз доводилось работать с профессиональным редактором моих текстов. И это прямо другой уровень качества. В большинстве же случаев обхожусь просто фидбеком коллег — аналитиков, менеджеров, программистов. В общем, неспециалистов. Но и это сильно помогает.
Предполагаю, что тут есть связь со свойством мозга обучаться. Где-то читал, что электрохимическому импульсу, бегущему по нейронам, первый раз пройти маршрут труднее всего. Но зато второй и последующие разы он склонен выбрать именно этот маршрут из всех ближайших, даже если энергетически это невыгодно. Получается, что при редактуре собственного текста мозг склонен согласиться с выбранными формулировками и структурой, потому что ему так проще.
У дизайнеров кстати тоже есть похожая проблема. Поэтому у них есть арт-директора.
Нам всем нужно Зеркало и обратная связь. В любых профессиях. Увидеть, как воспринят и прочитан твой текст / код / message – крайне важно для понимания интерпретации, контекста и получения & уточнения ожидаемого эффекта. В производственных профессиях покупатель голосует рублем в момент покупки. В творческих есть возможность подправить продукт до его выпуска / премьеры.
Так повар, музыкант etc уже сотни раз отредактировал свой “текст” и сейчас ипровизация только добавляет соли. Программист же редактирует только премьеры, а готовые куски кода (решения) просто копирует и интегрирует.
Текст статьи всегда подразумевает взаимодействие с пользователем и редакция здесь это тоже в чем-то контакт с читателем, исключения для того, что идёт в стол.