Медиа и технологии #139. Декабрь 2018. “Бандерснэтч” и будущее интерактива

Всем привет! Декабрь закончился уже довольно давно, но рассылка решила подождать, когда все войдут в рабочий ритм.

  1. 99 хороших новостей 2018 года. Не так уж все в мире и плохо.
  2. Facebook становится соцсетью для пенсионеров, а Fortnite – для школьников.
  3. Как N+1 решает этические проблемы с нативной рекламой.
  4. 16 метрик сетевого эффекта в продукте.
  5. Pornhub собирает и использует больше данных про вас, чем Netflix.

Главное

99 хороших новостей 2018 года. Например, в сентябре 2008 года впервые в истории планеты за чертой бедности оказалось меньше 50% населения. Скажите спасибо медиа, если у вас в голове была совсем другая картина мира.

Два программных текста Андрея Мирошниченко: как меняется медиабизнес и как меняются функции журналиста.

Nieman Lab в очередной раз собрали подборку трендов на 2019 год. Из интересного:

N+1 рассказывает, как они делают нативную рекламу и решают этические проблемы, связанные с тем, что у них просто нет столько редакторов, чтобы совсем отделить коммерцию от журналистики. Лучшее, что я читал по теме, включая англоязычные тексты.

Т–Ж внедрил штуку, которую я тоже когда-то придумал, но так и не понял, как реализовать: подробные “титры” у текста, рассказывающие о всех, кто принимал участие в его создании. Проблема в том, что создатели есть не только у текста, но и у всего, что его окружает, от белого пространства вокруг до подводки в соцсетях – где-то здесь моя фантазия и закончилась. Но Т–Ж молодцы в любом случае, надеюсь, постепенно это станет стандартом отрасли.

Тема выпуска: “Бандерснэтч” и будущее интерактива

20 декабря 2012 года вышел Snow Fall: мультимедийный лонгрид NY Times со спецэффектами при скроллинге. Непонятно, многие ли дочитали до конца саму историю, но штука визуально получилась эффектной, авторы получили Пулитцера, а название стало нарицательным в индустрии.

Спустя шесть лет на Netflix вышел интерактивный фильм “Black Mirror: Bandersnatch”, и судя по реакции, его название обречено тоже стать именем нарицательным. Как и в случае сноуфолла, это не первый такой проект, даже у самого Netflix давно существует подобный детский контент. Как и в случае сноуфолла, ожидаются отраслевые награды и неудачные попытки повторить. Некоторые считают, что благодаря этому компания сможет лучше следить за пользователями, другие – что это способ отстроиться от конкурентов в ожидаемой битве подписочных стриминг-сервисов. Акции Netflix выросли за месяц почти на 30%, так что бандерснэтч, как минимум, ничего не испортил.

Несколько мыслей по этому поводу:

1) Интерактивное видео – сложный в плане сторителлинга и очень дорогой в производстве формат. Как только исчезнет эффект новизны, инвестиции в него перестанут окупаться. В середине 90-х было модно делать игры-квесты с большими кусками видео (нужно было менять компакт-диски в дисководе периодически, если кто помнит), но этот формат ушел с развитием возможностей компьютерной графики.

2) Чтобы эффект новизны не исчезал, нужно постоянно делать что-то новое в плане механики, нельзя поставить разработку на поток, используя одни и те же приемы (я называю это “принципом конфигуратора” в честь старого рассказа Роберта Шекли). История в любом случае останется важнее технических фишек, и не то чтобы на рынке был переизбыток крутых историй даже линейного формата.

3) Bandersnatch – очень буквальный, наивно-фантастический подход к будущему телевидения. И это идеально подходит для самого сериала Black Mirror, целиком состоящего из доведения реальных тенденций до абсурда.  Советую лонгрид Wired о том, какими представляли книги будущего и какими они в итоге оказались – изменился не сам контент, а все вокруг него: технологический цикл, бизнес-модели, дистрибуция. Если воспринимать фильм как маркетинговый спецпроект для сериала и для самого Netflix, он отлично выполнил свою работу. Но в этом нет ничего принципально нового: для любой большой премьеры создается куча маркетинговых проектов, в том числе и с интерактивом.

4) Интерактивное видео – lean-forward опыт, а не lean-back. Такое интереснее смотреть в одиночку с телефона/компа, а не вдвоем на диване. Проблема в том, что в кейсе lean-forward развлечений (“я готов активно что-то поделать”) конкуренция сильно больше.

5) С увеличением интерактивности видео превращается в компьютерную игру: с хорошей графикой, но сомнительным геймплеем. Пока что все идет к тому, что графика в играх достигнет качества кино уже через пару лет. Зачем нужны будут неинтересные игры с ограниченными возможностями, если можно играть в интересные, в которых будут сниматься те же актеры?  

Промо

Ваню Замесина я тут упоминал раз сто, но придется еще раз: он завел канал в телеграме, где пересказывает интересные профессиональные тексты и книжки. Правда, он так много пишет, что мне пришлось перенести его в запасной телеграм. Можно также читать его в ФБ (например, пост о том, с чего начать, если хочешь стать продактом).

“Пикабу” ищет продакт-менеджера. Сейчас идеальное время туда попасть: идет бурный рост и упорядочиваются процессы.

Выпускница нашего с Марком Теном курса product.degree Соня Панина запустила свой стартап про доставку крафтового пива. Совсем не по теме рассылки, но я горжусь и рекомендую.

Напишите мне, если запустили или сделали что-то интересное. О некоммерческих проектах и проектах друзей я пишу просто так, насчет коммерческих можно попробовать договориться.
 

Медиа, платформы, диджитал-реклама

Как будет устроен Quibi, стартап с видео по подписке для мобайла, привлекший миллиард долларов чуть ли не от всех крупных игроков рынка кино.

Новая админка Forbes будет собирать для авторов сырой черновик статьи на актуальные темы. Подход выглядит куда интереснее, чем попытки писать алгоритмами готовый текст, но руками потрогать пока нельзя.

Vox Media открыли свою платформу для других медиа – и первые результаты  по метрикам выглядят так себе. Кажется, никто из медиа не смог превратить свою b2c-админку в востребованный b2b-продукт, хотя идея приходила в голову всем, кто пробовал подсчитать, во сколько обошлась разработка. Если у кого и получится, то я делаю ставку на Washington Post.

Facebook становится соцсетью для тех, кому за 60: и это именно та аудитория, которая больше всего распространяет фейк-новости.

Fortnite – это не только игра, но и социальная сеть. 61% американских школьников играли в него, и для половины из них это способ общаться с друзьями.

Продукт, дизайн, бизнес

16 метрик, которые определяют, работает ли для вашего продукта сетевой эффект. Учитывая, что без него работает только какой-то сомнительный бизнес (казино, форекс, мобильные игры и так далее), текст стоит прочитать всем, кто делает что-то ценное для пользователей.

Петр Мартюк о том, что сейчас маркетинг важнее продукта. Все научились делать все, программисты ничего не решают, нам остаются только истории.

При этом все крупные американские издатели срочно нанимают кучу продактов; например, у Bloomberg их уже 14. Но они всегда опаздывают, как мы уже давно знаем.

Ваша компания – это продукт для ваших сотрудников. Хорошая рецензия на книгу It Doesn’t Have To Be Crazy at Work, которую я крайне рекомендую. Многим кажется, что больше насилия – это эффективно, и что работа должна быть страданием, но работают и совсем другие подходы.

Почему принимать решения за других проще, чем за себя.

Стартапы, VC, тренды

Главные тренды технологий по версии экспертов Fast Company.

В 2018 году китайские мобильные приложения захватили Индию: среди топ-100 Google Play сразу 44 продукта из Китая.

Канал “Медиа и депрессия” о том, что происходит на рынке дополненной реальности. Вообще мало что происходит, и даже рынком это пока называть тяжело: VR пока что примерно в 30 раз больше.

Машинное обучение становится чем-то вроде SQL: полезно и работает, но уже не является чем-то, что выделяет стартап среди других.

Что происходит, когда заканчивается медовый месяц инвесторов и основателей.


Интересно

MindGeek (компания, владеющая главными мировыми порносервисами) собирает больше данных и создает больше интернет-трафика, чем Facebook или Amazon.

Исследовательская компания опросила 1001 американца о том, как должна выглядеть идеальная картина. Потом эту картину нарисовали – и, разумеется, она никому не понравилась.

Ученые университета Вашингтона научились оживлять персонажей на иллюстрациях. Да, примерно как в Гарри Поттере. Работает даже на картинах Пикассо.

Продажи бумажных книг в Англии продолжают расти.

Почему в Unicode (главном цифровом стандарте букв всех алфавитов) появились иероглифы, которые вообще ничего не означают ни на одном из языков.

Спасибо, что читаете, и хорошего дня!

P.S.: будет здорово, если вы посоветуете рассылку друзьям и коллегам:

email-версия | Telegram | Twitter | Facebook
Пишите мне в телеграмеFacebook или на [email protected]

Оставить комментарий