Медиа и технологии #144. Июнь 2019. Подкасты – это пузырь?

  1. Доверие к бренду как новая бизнес-модель.
  2. Манифест Александра Горбачева о том, что не так с новостями.
  3. Стоимость прав на экранизацию статей может превышать миллион долларов.
  4. 25% звонков робота-ассистента Google Duplex на самом деле совершают люди.
  5. Любовь к инструментальной музыке коррелирует с высоким интеллектом

Главное

Доверие к бренду как новая бизнес-модель. О том, что выполнение своих обещаний – мощнейшее конкурентное преимущество, и на многих рынках существует дефицит доверия, достаточный для создания миллиардных стартапов. “Не врать и не воровать” – фактор сильнее любых патентов и тысяч программистов: технологии легко повторить, с репутацией сложнее. Презентация короткая, очень советую.

Манифест Александра Горбачева по поводу того, что новостей в мире стало слишком много. Эта тема регулярно появляется здесь в рассылке, но так изящно мысли еще никто не формулировал.

Основатель Kickstarter Янси Стриклер сравнивает современный интернет с темным лесом: жизнь в нем прячется в укромные места вроде рассылок, тайных чатов и подкастов.

Немного свежих отчетов (ниже в рассылке есть еще): OfCom о медиапотреблении британцевLUMA о диджитал-медиаReuters о диджитал-новостях. Из интересного: даже среди самой качественной аудитории (богатой, образованной, заинтересованной в новостях) больше 50% платят ровно за одной издание. То есть все платные медиа мира воюют, по сути, за один слот подписки.

Люди не столько чувствуют, что соцсети их обманывают, сколько уверены в существовании других людей поглупее, которых соцсети могут обмануть. Примерно из этих соображений вечно пытаются запретить пропаганду чего-то среди подростков.

Тема выпуска: подкасты – это пузырь?

Последние полгода про подкасты пишут много, но в этом месяце как-то особенно много – в том числе из-за редкой на рынке медиа инвестиции в студию создания подкастов. Очень советую, в частности, исследование рынка от a16z (выдержки на русском) и обзор рекламы в подкастах от ADV.

Почему так происходит и не формируется ли на рынке очередной пузырь? Денег в подкастах до смешного мало, а сама по себе возможность записать и послушать аудио появилась не то чтобы вчера.

Я вижу здесь три фактора.

Во-первых, подкасты хорошо легли в тренды нового подхода к контенту. Это сложно, это долго, это лично, это требует связи с аудиторией, но не привязано к сиюминутному отклику. Нельзя наделать тысячу мусорных подкастов за три копейки и заниматься арбитражом трафика.

Да, чуть больше людей начали делать подкасты в последнее время, но это всегда происходит волнами – так уже несколько раз было с блогами и видео. Лишние отвалятся, а те, для кого это естественно и кто лучше всего выступает именно в этом жанре, останутся. Если вы звезда или делаете интервью со звездами – подкасты ничуть не хуже любого другого формата; более того, по соотношению “усилия создателя–потраченное время пользователя” он впереди всех (из-за чего я сам, например, подкасты слушать не могу).

Во-вторых, происходят технологические сдвиги. Как в софте – распознавание голоса делает возможным нормальный поиск по подкастам, а самые новые технологии смогут еще и исправить ваш мерзкий голос – так и в устройствах.

В 2017 году 45% американцев использовали наушники раз в неделю или реже.  AirPods должны постепенно менять эту статистику, радикально увеличивая время доступа устройств к вашим ушам. Подкасты чаще всего слушают дома, и умные колонки заполняют пустоту, которая возникла, когда вы 15 лет назад выбросили последний радиоприемник. Время, которое люди проводят с устройствами, ориентированными на звук, увеличивается, значит, будет увеличиваться и соответствующее медиапотребление.

Но есть и третий фактор: подкасты слишком нужны корпорациям. Spotify и конкуренты пытаются увеличить потребление немузыкального аудиоконтента, потому что слишком много платят лейблам. Всем нужен уникальный контент, чтобы отстроиться друг от друга – не получается заставить музыкантов присутствовать лишь на одной платформе, а с другими форматами можно попробовать. Это не обязательно должны быть подкасты (есть и другие подходы), но подкасты выглядят самой понятной историей.

Вообще, лучший рецепт пузыря – когда что-то нужно компаниям, но не нужно людям (см. виртуальную реальность и Facebook Watch). Нормальные вещи растут сами по себе, за их создание не надо доплачивать. Стимулирование создания подкастов при отсутствии рекламного рынка или достаточного количества желающих платить действительно может привести к временному перепроизводству (кому-то серьезно хочется слушать нативный подкаст от бренда?) Но учитывая первые два фактора, я верю, что подкасты не схлопнутся – потребление и деньги должны подрасти, и многие перспективные направления еще не заняты. При этом к рекламным форматам я отношусь очень скептически, главными драйверами должны стать подписки и имиджевые спонсорства.

Промо

Классные ребята из нашей портфельной компании Mubert ищут маркетолога. Они лучше всех в мире делают генеративную электронную музыку, немного о них на Афише и в Wired.

Игорь Петрулевич пишет про спорт, путешествия и медиа (почему-то только по четвергам).

Дизайнер Илья Бодров пишет про технологии и дизайн, причем с интересными ссылками, которые я больше нигде не вижу.

В этом разделе я пишу о понравившихся вещах, которые делают мои знакомые и подписчики блога. Если сделали что-то новое по теме блога, не стесняйтесь, пишите мне.

Медиа, платформы, диджитал-реклама

Родион Скрябин (“Лайфхакер”) рассказывает о себе, медиа, нативной рекламе и других важных вещах.

Как американские медиа пытаются работать в TikTok. Также они пытаются работать в Twitch (там, как минимум, хотя бы есть деньги).

Стоимость прав на экранизацию статей в США растет – даже за предварительные права уже платят больше $100К, а в случае экранизации гонорар может достигать миллиона долларов. Логичное следствие войн за уникальный контент.

Amazon закрыл Spark – аналог инстаграма про покупки. Еще один сигнал, что люди не то чтобы горят желанием использовать соцсети как интернет-магазин.

Твиттер убрал геолокацию из твитов, чем нанес серьезный ущерб журналистике.

Продукт, дизайн, бизнес

История создания приложения Maginary – магической книги в стиле Гарри Поттера. На русском.

Как видеосервисы по подписке борются с оттоком пользователей. Фича с приостановкой подписки на лето, кажется, должна работать не только у них.

Чем опасно делать продукт для небольших ниш.

Идеи должны звучать достаточно глупо – иначе они просто слишком слабые.

Разбор новой функции “Войти через аккаунт Apple” (на русском).

Стартапы, VC, тренды

Тренды интернета от Мэри Микер: оригиналразбор на русском от The Bell.

Обзор рынка приложений для детей – много инсайтов и примеров.

PwC опубликовала обзор рынка развлечений и медиа с прогнозом до 2023 года. За ссылку спасибо тематическому каналу “Виски-свëкла” (он не про алкоголь и овощи, а про рынок развлечений в целом).

Что делать, если один из сооснователей компании не успевает масштабироваться вместе с ней?

“Эффект кокосов”: как люди конструируют представление о реальности на основе мифов – киношных, игровых, интернетных. (на русском)

Интересное

Как тамагочи сформировали новое отношение к технологиям, предвосхитив смартфоны.

Ученые научились заменять речь, которую люди произносят на видео. Новый тренд: в описании ученые больше извиняются, чем рассказывают о своем достижении, и настойчиво советуют использовать технологию только в этичных целях.

Соревнование по проектированию самых ужасных интерфейсов на Reddit. И еще один образец интерфейса, который вроде бы шутка, но что-то в этом есть.

Голосовые помощники начали делать довольно неожиданные бренды: Whiskas выпустили Mia, помощника, который не только отвечает, но и задает вопросы.

25% звонков робота-ассистента Google Duplex на самом деле совершают люди. Искусственный интеллект, видимо, достаточно умен, чтобы понимать свою ограниченность.

Робот-тренажер для психотерапевтов. Только искусственного интеллекта с психологическими расстройствами нам еще и не хватало.

Сильные желания могут быть заразительны – можно ли этому противостоять?

Реальные причины смерти и их отражение в СМИ сильно отличаются.

Любовь к инструментальной музыке коррелирует с высоким интеллектом (шах и мат, рэперы).

Спасибо, что читаете, и хорошего дня!

P.S.: будет здорово, если вы посоветуете рассылку друзьям и коллегам:

email-версия | Telegram | Twitter | Facebook

Пишите мне в телеграмеFacebook или на [email protected]

Оставить комментарий