Чему я научился за пять лет работы в продакт-менеджменте

Я начал заниматься продуктами Sports.ru в феврале 2011 года. Название должности, проекты и конфигурация компании несколько раз менялись, но суть сохранялась: придумывать, формулировать, реализовывать и улучшать разные цифровые штуки.

Более того, многое мы делали первыми в России и одними из первых в мире, поэтому приходилось учиться на своих же ошибках.  Когда я встречаю в поиске почты или воспоминаниях фейсбука то, что я писал пять лет назад, становится немного странно – кажется, я был гораздо глупее. Надеюсь, еще через пять лет буду чувствовать себя аналогично.

О технических вещах и нюансах продуктов я и так регулярно рассуждаю в блоге, сейчас хочется сформулировать, как я изменился сам и чему научился в подходе к работе. Подозреваю, тут нет откровений, но кое-что было бы здорово понять гораздо раньше. Если формат понравится, могу продолжить.

Читать далее

Медиа и технологии. Самое интересное #76. 25 октября 2016

Мои посты

12 нерешенных проблем цифровых медиа

Главное

Арсений Ашомко (Tigermilk) о том, что современным медиа и их пользователям не обязательны ни сайты, ни приложения. Для полного осознания полезно увидеть хоть раз 18-летних владельцев пабликов ВК на дорогих машинах. Но в работе внутри платформ есть свои нюансы; например, SnapChat планирует отказаться от разделения рекламных доходов с медиа, заменив это фиксированной платой за контент.

Интересная презентация о настоящем и будущем видео (отсюда).

Эксперимент Financial Times с просьбой отключить AdBlock. Из людей, которым просто не показывали сайт, блокировку убрали 67%, из тех, над кем никак не издевались, а просто попросили – 40%.

Читать далее

12 нерешенных проблем цифровых медиа

В любой практической области человеческого знания есть сложные и важные задачи, решение которых даст важные результаты. В математике, например, известен список из 23 проблем Гильберта (или его современный вариант – 18 проблем Смейла). Решение таких задач часто связано с появлением новых теорий, средств и подходов.

В диджитал-медиа образца 2016 года тоже существуют серьезные проблемы, решение которых может изменить весь ландшафт. Я решил начать формулировать их список – думаю, он может в итоге получиться заметно длиннее. Некоторые задачи выглядят расплывчатыми, это нормально; в конце концов, даже список Смейла заканчивается пунктом “Выяснение пределов искусственного и человеческого интеллектов”. Решений я не предлагаю (иначе что это были бы за проблемы); мысли по отдельным пунктам оставлю для других постов.

Некоторые интересные мне или людям в отрасли вещи (скажем, боты и augmented content – тексты, которые пишутся совместно роботами и людьми) я сюда не включаю, потому что они вряд ли что-то особо изменят.

Читать далее

Медиа и технологии. Самое интересное #75. 18 октября 2016

Мои посты

Как сделать в Telegram-канале разметку, отложенные посты и статистику

Умные ленты: зачем они медиа и когда они нужны

Напомню в последний раз о нашем интенсивном курсе для тех, кто хочет стать менеджером мобильных продуктов. Записывайтесь, еще есть несколько мест.

Главное

Почему медиа в России получают в программатик-рекламе только 15-17% от бюджета рекламодателя (много примеров). Или почему adtech должен гореть в аду, и одна надежда, что его как-то приведут в порядок большие технологические компании. В мире ситуация ничуть не лучше, разве что комиссии чуть более щадящие (остается 30%).

Реклама в мобайле в Англии обогнала десктопную.

NowThis Media, Thrillist и еще три похожих проекта с видео для соцсетей объединяются в компанию Group Nine Media, 35% акций которой приобретет Discovery Communication за 100$ долларов. Аудитория нового проекта составит 3,5 млрд просмотров видео в месяц, в среднем 6,5 млн на одного сотрудника. Внушительно.

Как устроен рэкет AdBlock Plus. Чтобы вашу рекламу не блокировали, нужно иметь 10 миллионов пользователей в месяц, отдавать 30% дохода с рекламы, подписать NDA и пройти через процесс сертификации.

Читать далее

Умные ленты: зачем они медиа и когда они нужны

В роадмапах бывает зона неведомого будущего – проекты, которые планируется сделать, но неизвестно, когда. Сначала делается все срочное, затем все важное, между делом реализуется простое и полезное. Предполагается, что в конце, когда все это будет сделано, наступит время новых проектов с непонятной ценностью и непредсказуемой сложностью.

Обычно эти проекты никогда и не делаются. На пути возникает что-то новое: критичное, срочное или хотя бы простое. Иногда вы уходите совсем в другую сторону, встречая зоны новых возможностей. Это естественный процесс; если вы постоянно делаете все, что планировалось, то слишком мало смотрите по сторонам.

Но иногда будущее все-таки наступает.  На прошлой неделе мы запустили проект, который висел в конце роадмапа примерно с 2012 года: первую версию умной ленты, которая объединяет все виды контента и выбирает интересное алгоритмически, без участия редакторов. Тестируем для начала только в Украине и Беларуси; алгоритм основан в первую очередь на явных подписках людей (на Tribuna.com можно подписаться на людей, темы и блоги). То есть сейчас это скорее фид “Вконтакте”, чем Facebook. Это только начало пути, разумеется; направлений для улучшения так много, что глаза разбегаются. И это лишь одна из проблем, которые возникают, как только вы начинаете делать алгоритмы своих лент умнее.

screenshot_14

Читать далее

Как сделать в Telegram-канале разметку, отложенные посты и статистику

Давно заметил, что некоторые авторы телеграм-каналов умеют делать посты с форматированием (жирным шрифтом, курсивом, курсивом). API это позволяет, но документация Telegram для людей по этому поводу молчит, упоминая лишь инлайн-бота @bold, который никуда не годится.

Стало интересно, как это делать наиболее простым способом. В процессе поиска нашел еще пару полезных вещей: отложенные посты и простую статистику своего канала. Думаю, пригодится не только мне.

Инструкция максимально подробная, потому что интерфейсы на основе ботов вызывают у меня боль, и подозреваю, что не только у меня.

Читать далее

Медиа и технологии. Самое интересное #74. 11 октября 2016

Мои посты

Почему я меняю формат блога

Жизнь после хайпа. Почему никогда не поздно делать то, что хочется

Сопутствующий ущерб. Как запускать проекты с меньшей болью

Лучший твит о продакт-менеджменте

Напомню еще раз о нашем интенсивном курсе для тех, кто хочет стать менеджером мобильных продуктов. Записывайтесь, места еще есть.

Главное

Исследование Pew Center: молодая аудитория предпочитает читать новости, а не смотреть. При этом, правда, она в целом меньше интересуется новостями.

Веб создавался децентрализованным и должен вернуться к этому состоянию на новом уровне.

Интересная утопическая идея о том, что стоимость рекламы должна коррелировать со значимостью и качеством контента, потому что так хочется тем, кто его производит. Серьезно, автор предлагает, чтобы медиа сами отмечали в админке, что какой-то контент важнее и лучше. Mother Jones пишет на похожую тему: действительно важные истории требуют от журналистов неизвестного количества времени и уверенности в завтрашнем дне. Но у них есть свое решение – уже сейчас 70% доходов приносят регулярные пожертвования читателей (в тексте они называются донорами).

Читать далее

Почему я меняю формат блога

Блог, разумеется, ведут для читателей, но при этом он решает какие-то задачи автора. Обычно не только профессиональные, но и личные. Хочу немного рассказать о вторых; если вам лень читать, просто сообщу, что посты будут появляться чуть реже, но зато я планирую работать над ними больше.

Читать далее

Жизнь после хайпа. Почему никогда не поздно делать то, что хочется

Первыми на любом рынке появляются экспериментаторы. Некоторые из них добиваются локального успеха, но обычно что-то оказывается не так: аудитория, рынок или технологии еще не готовы. Соцсети и телефоны с тач-скринами существовали еще в 90-е, а управление голосом или 3D-кинематограф – в 80-х.

Однажды кто-то из экспериментаторов попадает в рынок, и ниша начинает бурно расти. Идея охватывает массы и распространяется как эпидемия. Основатели PayPal вспоминают, что над той же идеей одновременно с ними работало больше ста разных проектов. Восемь лет назад каждый делал соцсеть (на худой конец – видеохостинг), затем наступила очередь “убийц Инстаграма” и мобильных мессенджеров. Это касается не только диджитала, но в нем заметнее всего: нишевый крафтовый бар, барбершоп или антикафе могут тихо существовать десятки лет, соцсеть должна пытаться стать массовой, или она не превратится в бизнес.

После хайпа скоро наступает разочарование; с каждым десятилетием это происходит все быстрее. Те, кто выжил, существуют дальше, объединяются, делят рынок, придумывают что-то новое. Становятся привычной частью технологического ландшафта, наконец, не вызывая больше бурных эмоций.

Самыми известными становятся те, кто выплывает наверх во время хайпа. Первопроходцев тоже уважают, но преимущественно в узкой технологической тусовке. Меньше всего уважения достается тем, кто не успевает за хайпом и стартует с большим опозданием. Как правило, это заслуженно: наберется, наверное, не меньше десятка невыразительных спортивных сайтов, запустившихся на чьи-то деньги и  закрывшихся за последние пять лет.

Но тем интереснее, когда что-то получается у тех, кто отстал от тренда. Pinterest стал успешной социальной сетью тогда, когда все уже устали от новых соцсетей. Telegram и Yik Yak запустились на два-три года позже, чем все их соперники (даже вроде бы молодежному Kik уже шесть лет), и отлично себя чувствуют. Такие победы особенно сложны  – вам приходится пробиваться не только через конкуренцию, но и через чужой (а то и собственный) скепсис. Первопроходцы хотя бы вызывают интерес, даже если делают что-то обреченное. 

Ниш, в которых совсем поздно что-то делать, на самом деле нет. Есть ниши, в которых поздно просто копировать. Если вы не успели что-то сделать тогда, когда достаточно было просто сделать – значит, чтобы добиться успеха, вы должны оказаться умнее, качественнее и изобретательнее. Тем более что торопиться уже некуда, и времени подумать предостаточно.

Лучший твит о продакт-менеджменте

screenshot_4

Пишет Шон Роуз, продакт-менеджер Slack.

Дальше он объясняет свою мысль: если вы не впадаете в близорукость, освоив узкую область и замкнувшись в ней, то со временем все лучше видите, насколько многого еще не знаете. Горизонт отдаляется быстрее, чем расширяются ваши знания.

При этом близорукость еще и опасна: все технологические нюансы устаревают или меняются за пять лет, иногда быстрее. Если вы концентрируетесь только на мелочах, то упускаете реальный опыт. Никому сейчас не важно, что нового появилось в iOS 7 по сравнению с шестой версии. Зато ваш опыт противостоять соблазну новых сверкающих фич или умение извлечь из них реальную пользу для пользователей останутся с вами надолго.