Три стадии антагонизма в сюжете. Как принцип создания сценариев помогает делать звучные прогнозы

Больше всего из фундаментального труда “Story” сценариста Роберта Макки мне запомнилась концепция развития темы в сюжете. Темой обычно выступает абстрактная ценность или качество героя. Для раскрытия темы нужен конфликт — и Макки считает, что в правильном сюжете нужны целых три вида антагонизма.

Тема

Противоречие

(Contrary)

Двойное отрицание

(Negation of the negation)

Противоположность

(Contradictory)

С противоположностью все ясно: любовь — ненависть. Противоречие — что-то, точно не являющееся не исходной ценностью, ни ее противоположностью; любовь — безразличие. Их может быть несколько, они делают ситуацию более выпуклой. Двойное отрицание, по Макки — ситуация, когда проблема становится не количественно, а качественно хуже. Например, когда исходная ценность оказывается хуже своего противоречия (ненависть, притворяющаяся любовью). Или когда противоположность обращается на самого героя (ненависть к себе). Точной формулировки нет, это скорее условность, вот диаграммы самого Макки для лучшего понимания:

Примерно поняв, что имеется в виду, вы начнете замечать этот принцип во всех сюжетах подряд — в фильмах, книгах, сериалах. Если последней стадии антагонизма нет, если в третьем акте не появляется совсем нового поворота, сюжет выглядит плоским.

Как это можно использовать, если вы не сценарист? Делать самые захватывающие прогнозы и презентации — в духе Голливуда и политических дебатов. Декабрь на дворе, астрологи объявили, что количество футуристов увеличивается втрое.

Вот пара примеров из моей отрасли. Это на скорую руку — я верю, вы можете лучше.

Нативные приложения

Ненативные приложения

Приложения, устроенные, как веб
(стриминг приложений)

Мобильный веб

Ну или никаких приложений вообще, конечно.

Премиальная и нативная реклама

Подписка? Сети рекомендаций?

AdBlock сам станет главной
рекламной платформой

Сетевая реклама

Как вариант, сети сами заведут себе медиа, или браузеры — сети.

Медиа по подписке

Медиа, не являющиеся бизнесом

Медиа, которые сами платят читателю

Медиа, живущие рекламой

 

Медиа дружат с платформами

Медиа делают вид, что платформ нет

Медиа сами сделают все, чтобы платформам
было удобно их съесть

Медиа сражаются с платформами

 

Много короткого контента

Вообще не думать о контенте

Ценность приносят те, кто уменьшает
количество контента

(AdBlock для скучных ссылок)

Мало длинного контента

Получается не то чтобы совсем апокалипсис, но, по крайней мере, есть над чем подумать. Хороших всем прогнозов на 2016-й.

Оставить комментарий