Прочитал в отпуске сразу три книги Атула Гаванде, хирурга, общественного деятеля и писателя с необычной биографией: он получил образование политолога в Стэнфорде и Оксфорде, а уже затем медицинское в Гарварде. Самая известная его книга – Checklist Manifesto, я рассказывал о ней в блоге. Другие три (Complications, Better, Being Mortal) в первую очередь о медицине, но темы в них затрагиваются универсальные.
В частности, он рассуждает, как работать и нести ответственность за свою работу в условиях неполной информации. О том, что такое на самом деле эффективность работы и почему она мало зависит от таланта (например, координация и ловкость рук вообще не имеют значения для хирурга). О том, чем хорошие команды отличаются от посредственных, и почему разрыв между ними растет даже при самой усердной работе. И о том, что можно с этим делать.
Книгу Better – если вы захотите прочитать что-то одно, выбирайте ее – Гаванде заканчивает пятью правилами для тех, кто не хочет стать посредственным винтиком огромной системы. Думаю, ни один медик мой блог не читает, но советы простые, понятные и годятся не только для медицины. Медицина, тем более хирургия – экстремальная, радикальная форма самореализации, как профессиональный спорт; но ее законы вполне адаптируются для более спокойных видов деятельности.
Например, в диджитал-среде и медиа есть тенденция считать всех вокруг либо гениальными и крутыми, либо бессмысленными упырями. Этому способствует отсутствие понятных метрик и невоспроизводимость многих действий. Измерить эффективность и значимость отдельного редактора, продакта или какого-то еще медиаменеджера – задача сложная, если подводить ее под простые модели, получится однобоко. Но в каком-то смысле эта значимость существует, даже если ее трудно измерить, и вполне вероятно, что вы совсем не в той части гауссовой кривой, что думаете.
Гаванде предлагает пять способов стать “положительным отклонением”: иметь больше значения, приносить больше пользы и выделяться среди других. Я приведу их кратко, в собственном пересказе.
- Задавайте вопросы
Своим пациентам пользователям, своим сотрудникам и коллегам, людям из своей отрасли и других. Задавайте в том числе вопросы, которые никогда раньше не задавали. Вы узнаете больше о мире и о людях, увидите новые варианты и перспективы. Меньше будете думать о себе, в конце концов.
- Не жалуйтесь
Медики в разговорах между собой постоянно на что-то жалуются: пациентов, отрасль, коллег. Люди из диджитала – тоже. Работа медиков – командный спорт, в котором нет тренеров, кроме тех, кто играет. В медиа и диджитале все устроено так же. Вы – свой собственный тренер, только вы отвечаете за себя
Жаловаться уныло, ничему не помогает и вводит вас в депрессию. Поговорите о деле, задайте неожиданный вопрос, узнайте что-то новое.
- Считайте что-нибудь
Смотрите на свое дело как ученый. Наблюдайте за процессами, записывайте результаты исследований, а главное – тщательно отмечайте важные показатели. Неважно, насколько масштабен ваш эксперимент – главное, чтобы цифры были интересны вам лично. Это делает мир понятнее и лучше.
Я жалею, что раньше отслеживал и записывал не так много метрик в проектах, которыми занимался. Сейчас стараюсь хранить их как можно больше. В конце концов, люди любят графики, четкие цифры в резюме и советы, которые обещают им понятные проценты улучшений.
- Пишите
Не обязательно делать это профессионально и для большой аудитории. Но даже небольшие наблюдения за миром делают его немного лучше и, как минимум, помогают вашему собственному мышлению. Делитесь ими хотя бы с друзьями и коллегами.
Для России это особенно важно – у нас катастрофически мало персональных блогов об отрасли на русском языке. Не смущайтесь, если поначалу пишете коряво, вы не одиноки. Например, Олег Якубенков, автор блога Go Practice, признавал, что у него, бывшего аналитика-математика , плохо получается писать. Это никак не помешало ему собрать огромную по меркам России аудиторию и сделать крутую карьеру. Смысл и практика важнее.
- Меняйтесь
Ищите возможности, чтобы измениться. Не нужно немедленно переключать внимание на каждый новый тренд (это, кстати, частая проблема в медиа). Но смотрите пристально на несовершенства в том, что вы делаете, и ищите решения.
Это очень важная мысль и я перефразирую ее еще раз. Не бросайтесь на новые средства и новые возможности . Найдите собственные точки неэффективности и следите за теми трендами, которые их решают. Действительно ли именно ваши проблемы решаются ботами, вертикальным видео, дополненной реальностью? Многое можно улучшить созданием сообщества или правильной страницей в соцсетях, пусть это и перестало быть модным минимум 5 лет назад.
Закончу прямой цитатой Гаванде (на самом деле он пишет примерно в сто раз лучше меня):
Ищите новое, что стоит попробовать, замечайте что-то, что вы можете изменить. Подсчитывайте свои успехи и провалы. Пишите об этом. Спрашивайте у людей, что они думают по этому поводу. Постарайтесь, чтобы ваше общение с ними на этом не заглохло.
Медик читают твой блог) спасибо. И даже ведут блоги) и канал в Телеграм: «Юный техно-врач» называется. Значит, я на правильном пути. Спасибо еще раз)
Очень круто, Ибрагим! Желаю вам огромных профессиональных успехов.