Медиа и технологии #141. Февраль 2018. Когда закончатся тренды

  1. В NY Times теперь работает 1600 журналистов, больше, чем когда-либо в истории.
  2. Не успев победить адблок, издатели начали бороться с режимом “инкогнито”.
  3. Только 1 из 10 хороших продуктов, решающих реальную проблему, может стать бизнесом.
  4. Нейросеть OpenAI так хорошо пишет и понимает тексты, что создатели не выпустят ее в публичный доступ, опасаясь последствий.
  5. Ученые придумали, как сделать ваше пение в караоке хотя бы отчасти пристойным.

Главное

50 февральских тезисов про медиа Ильи Красильщика. Плюс видеоверсия с его выступления на конференции MEH.

Проект Open AI рассказал, чему научилась его нейросеть в области создания и манипулирования текстами. Все так правдоподобно, что сеть в итоге не будет в публичном доступе. Лучшее мнение по теме: если вы не можете отличить сгенерированный текст от человеческого, то и сами практически бот.

Spotify нужны подкасты, чтобы отличаться от Apple и уменьшить влияние огромных расходов на лицензирование.

Medium в очередной раз меняет модель: теперь они будут делать собственные тематические медиа с платной подпиской. Видимо, чтобы показать другим, как надо.

Вслед за Канобу донаты для авторов ввел и Habr. Комменты гораздо интереснее, хотя шутки про “заплатите мне за то, что я эту хрень прочитал” тоже присутствуют.

Тема выпуска: когда закончатся тренды

Когда стандартом индустрии становится нечто фундаментально неправильное, это отличная возможность для создания чего-то нового.

Я писал недавно о “темных паттернах” в цифровых продуктах: приемах, которые эксплуатируют особенности человеческой психики ради денег. В медиа вы легко вспомните их самостоятельно, причем оправдания бывают двух типов: “нам надо выживать” и “нам надо выполнять KPI”.

Темные паттерны дают какой-то результат, иначе бы их не использовали. Они встречаются в любой индустрии, некоторые  состоят из них почти целиком (поднимите руку, кто любит своего оператора связи). Я лет десять иногда что-то покупаю на вынос в одной сети кафе, там это работает так: любое блюдо, которое мне нравится, либо снимается с продажи, либо в нем появляется майонез. Так проще, дешевле, ближе к усредненному вкусу.

Эти методы не работают по-настоящему долгосрочно. Сначала альтернативу ищут самые чувствительные и искатели новизны. Но если стандарты индустрии неприятны для многих, возможен и полный переворот. Так произошло с такси, так Google Docs и Gmail победили Word и Outlook. Что-то подобное произойдет с медиа и платформами.

Тренды не поворачиваются за один день, и через пару лет заголовки “Названа главная причина лишнего веса” полностью не исчезнут даже с главной Яндекса. Есть классное наблюдение Криса Диксона: стандартом через 5-10 лет становится то, что делают для души самые продвинутые. Но кто эти люди в случае медиа?

У меня есть гипотеза, что ими могут быть те, кто станут топ-менеджерами и основателями важных проектов через 5-10 лет: линейные редакторы, продакты, дизайнеры. Что они делают? Сверхличные медиа, некоммерческие проекты, проекты с большой долей комьюнити, включая офлайн, очень много всего про образование, здоровье, понимание себя и совершенствование. При этом люди щепетильны в способах монетизации и относятся к своей аудитории с интересом и уважением. Ну и шутят хорошо, конечно же.

Если это наше будущее, оно мне нравится больше настоящего.

Промо

Тульский проект TolstoyComments (работают в паре километров от Ясной Поляны) стремится сделать лучший внешний сервис комментариев для медиа и не только. Проект создан давним читателем моего блога, успешно используется на нескольких десятков региональных сайтов РФ и Беларуси. Мне он симпатичен тем, что как раз идет против трендов: пока Яндекс пытается деньгами лишить небольшие медиа последних остатков самобытности (слышали про Турбостраницы для десктопа?), TolstoyComments помогает им оставить аудиторию себе.

Мы выложили на YouTube видео всех выступлений с MEH4, не только Красильщика. Наслаждайтесь, кто пропустил.

В этом разделе я пишу о понравившихся вещах, которые делают мои друзья и подписчики блога. Если сделали что-то новое по теме блога, не стесняйтесь, пишите мне.

Медиа, платформы, диджитал-реклама

Вслед за адблоком большие медиа объявили войну тем, кто пытается обойти ограничение на число текстов с помощью режима “инкогнито” в браузере. Чтобы и поисковый/социальный трафик сохранить, и подписки не терять.

В NY Times теперь работает 1600 журналистов, больше, чем когда-либо в истории. Благодаря цифровой подписке корпорация стала настолько прибыльной, что хочет выкупить обратно свой небоскреб. А всего-то нужно было избрать Трампа.

Стартап Scroll ($5/месяц за чтение сайтов-партнеров) приобрел стартап Nuzzel (рассылка лучших статей из вашего твиттера, которые вы пропустили из-за потока мыслей вашей друзей). Получается довольно интересный формат агрегатора.

Спортивные медиа привлекают все больше денег – в том числе потому, что инвесторы ожидают появления на американском рынке букмекерских бюджетов.

Некоторые стартапы собираются платить людям за сбор и использование их пользовательских данных. Близко к идее авторов комментов на сайтах медиа – “вы нам еще должны приплачивать за то, что мы это читаем”.

Продукт, дизайн, бизнес

Настало время создавать диджитал-продукты, которые дают людям энергию, а не отнимают ее (это я так коряво перевел глагол to empower). C одной стороны, это типичный для дизайнеров манифест-лонгрид, с другой – идея постепенно становится мэйнстримом.

Что происходит, когда большие проекты переписывают с нуля, и какие альтернативы существуют.

Почему боты должны сразу объяснять, что они боты. В первую очередь потому, что в общении с людьми много чисто культурного слоя. Зачем тратить грамматику, пунктуацию и особенно вежливость на бота? И наоборот.

Почему прогресс так часто выглядит уродливо?

Главное правило презентаций от Арсения Ашомко.


Стартапы, VC, тренды

Отличные продукты, решающие реальные проблемы, далеко не всегда становятся бизнесом. Во примерах текста процент таких продуктов около 10%.  

Необязательно уходить с работы, чтобы делать что-то свое. Это, разумеется, прямо связано с предыдущей мыслью.                       

AR создает новую, зазеркальную вселенную. Тем временем Microsoft зарегистрировали патент на перенесение частей реального мира в виртуальный – чтобы, например, пользоваться в нем своим привычным смартфоном. Как это все может выглядеть в 2035 году.

Математика работы сид-фондов и фондов поздних стадий. Объясняет, почему фонды ранних стадий (вроде FunCubator) так сильно не любят высокие оценки и редко доинвестируют на следующих стадиях.  

Алексей Менн (Begin Capital) рассказывает, ответы на какие вопросы он старается получить, прежде чем принимать решение о сделке.

Интересное

Как искусственный интеллект сделает наш мир лучше.

В Инстаграме может появиться функция сбора пожертвований. Зачем? Возможно, чтобы у людей появился повод привязать свою кредитку.

Свою криптовалюту разрабатывает не только Telegram, но и Facebook. Не очень понятно пока, почему это должна быть именно криптовалюта.

Бывшие заключенные создают “инстаграм для тюрем”.

Ученые придумали, как сделать ваше пение в караоке хоть немного пристойным.

В 1991 году Sega собиралась выпустить первый массовый VR-шлем. Но не выпустила.

Эмодзи все чаще появляются в судебной практике – но экспертов по их использованию драматически не хватает.

Спасибо, что читаете, и хорошего дня!

P.S.: будет здорово, если вы посоветуете рассылку друзьям и коллегам:

email-версия | Telegram | Twitter | Facebook

Пишите мне в телеграмеFacebook или на [email protected]

1 комментарий к “Медиа и технологии #141. Февраль 2018. Когда закончатся тренды

  1. “Tolstoy Comments мне симпатичен тем, что как раз идет против трендов: пока Яндекс пытается деньгами лишить небольшие медиа последних остатков самобытности (слышали про Турбостраницы для десктопа?), TolstoyComments помогает им оставить аудиторию себе.”
    И слезы покатились по щекам. Спасибо, мы действительно про это.

Добавить комментарий для Сергей Коваленко Отменить ответ