Медиаметрики и черные лебеди

Недавно увидел, как в качестве метрики редакции предлагают использовать показатели медианного поста, а не средние и не крайние. То есть берутся все посты, ставятся в ряд, а затем берется показатель поста, стоящего на среднем месте.

Медианы часто используют, чтобы противостоять статистическим выбросам. Когда в ваш офис заходит Билл Гейтс, медиана дохода людей почти не меняется, а среднее может вырасти в тысячи раз. Если же распределение более стабильное – например, рост людей – то медиана и среднее практически совпадают, и даже самый высокий человек в мире особенно не меняет ни то, ни другое (только что пересказал вам пару книг Талеба).

Проблема в том, что медиа в современном мире устроены скорее как богатство, а не как рост – выбросы могут быть очень значимыми. Какой-то из постов Sports.ru Facebook, если ему верить, однажды показал вообще всем жителям Армении. Лучшие материалы могут превосходить средние по посещаемости в десятки раз, а по другим последствиям – привлечению новой аудитории и интересу важных людей, допустим – и в сотни.

Медиана хорошо показывает “базовое качество”, безусловно. По ней можно оценивать интерес постоянной аудитории, качество продукта и налаженные процессы (производство новостей, например). Но что-то по настоящему меняют именно “черные лебеди” – хиты, прорывающие привычные рамки. Чтобы создать их, может понадобиться много попыток и экспериментов – возможно, настолько неудачных, что медиана как раз уменьшится. Но когда у вас получится, вы об этом не пожалеете.

Медиа и технологии. Самое интересное #63. 19 июля 2016

Мои посты

(отсортированы по популярности за неделю)

10 вещей кроме контента, за которые медиа могут брать деньги

Лонгриды и блогеры

Чем полезны любители жаловаться

Неудобства и любовь

Где еще можно сделать рекламную сеть

Вакансия в проекте, которым я занимаюсь, по-прежнему актуальна: Growth Editor в спортивно-развлекательном стартапе Kixx.

Главное

(мобайл, платформы, Facebook, диджитал-бизнес, мнения, тенденции, будущее)

Независимое исследование наконец-то показало, что репутация и бренд сайта, на котором размещается реклама, тоже имеет значение. В основном они влияют не на непосредственные покупки, но на узнаваемость и хорошее отношение к тому, что рекламируется.

Как издатели повторно используют контент или делают его “вечнозеленым”. Интересный показатель: в среднем страница набирает 90% своих просмотров за 2,6 дня (я думал, что даже меньше, в районе суток).

Почему люди используют AdBlock. Есть и хорошие цифры: 65% молодой аудитории добавляют сайты в исключения баннерорезки.

Читать далее

Неудобства и любовь

Смотрю, как люди продолжают играть в покемонов, несмотря на постоянные проблемы с серверами. Они готовы подключаться столько раз, сколько нужно, терпеть баги и тормоза, лишь бы прорваться в игру. Понимаю, что видел похожее раньше, в несколько меньшем масштабе.

В 2008-09 годах сервера Sports.ru падали почти от любого большого матча, но люди все равно хотели обсуждать футбол именно там. Как только чаты хоть как-то начинали работать, в них появлялись дискуссии. Люди обновляли страницу десятки раз, дожидаясь, пока наконец заработает. Кажется, это и есть любовь.

Рассказывают, что в начале 2000-х все было еще хуже, и один из читателей даже за свои деньги купил сервер и привез в редакцию, лишь бы сайт наконец заработал.

С годами инфраструктура стала гораздо надежнее, и о том, что основные сервисы лежат, даже страшно подумать. Хотя встречались исключения. Как-то на 16-летие Sports.ru мы выкатили спецпроект “Симулятор редактора Sports.ru” на неоптимизированной конфигурации. Он почти у всех не открывался, а у тех, у кого открывался, тормозил. Но люди все равно продолжали играть, расшаривать и завидовать тем, кто успел-таки его загрузить. Конечно, мы облажались, но в каком-то смысле это была победа.

Надежность, простота и удобство – крайне важные вещи, ими нужно заниматься на постоянной основе. Но если люди готовы страдать и терпеть неудобства, только чтобы провести время у вас – значит, вы сделали что-то по-настоящему хорошее. Нет ничего перспективнее плохих во всех технических смыслах, но при этом популярных продуктов, которым люди прощают все недостатки.

В отличие от надежности и удобства, здесь нет лучших практик. Это искусство, это интуиция, это человеческие отношения. Нет алгоритма, как вызывать любовь людей – и тем важнее думать над тем, как все же этого добиться.

Идеальный шторм. 10 вещей кроме контента, за которые медиа могут брать деньги

 

Напомню, что в этой рубрике я провожу брейншторм по интересным мне темам. Это не советы и не лучшие практики, а фантазии и идеи.

Задача в этот раз злободневная: есть интернет-медиа, у него есть лояльная аудитория, нужно предложить людям что-то, за что они будут готовы вам платить.

Читать далее

Где еще можно сделать рекламную сеть

Любая популярная платформа быстро обрастает вспомогательными сервисами. Самой разной аналитикой, рейтингами и сторами, костылями, исправляющими несовершенства экосистемы, и сервисами автоматизации. Очень хорошо это проявилось в случае Telegram-ботов, для которых уже написано вспомогательного софта чуть ли не больше, чем самих ботов.

Венец любой платформенной экосистемы – рекламные сети. Везде, где есть внимание, появляется и реклама, как бы с ней ни боролись и ни ограничивали. В пуш-уведомлениях, например, она вроде как запрещена, а рекламные крутилки для пушей все равно есть. Иногда сеть полностью управляется вручную (как это бывает в пабликах ВК), но это не принципиально. Главное, чтобы был инвентарь, спрос и хоть какая-то возможность проверить, что реклама действительно размещена.

Самая свежая и неприлично популярная платформа, где сосредоточено очень много внимания – Pokemon Go. Она выглядит наглухо закрытой (у создателей свои планы по монетизации), но у пользователей все же есть маленькая возможность донести что-то других – имя своего аккаунта и имена своих персонажей.

Не удивлюсь, в общем, если лучшие игроки начнут за деньги переименовывать своих лучших монстров и помещать их в самые оживленные места – а кто-то сделает из этого сеть. Много в 12 знаков не запихнешь, но хэштег или бренд, например, вполне поместятся. Звучит не очень убедительно, но масштаб покемон-эпидемии настолько велик, что может сработать все, что угодно.

Лонгриды и блогеры

Режиссеры не сразу снимают полнометражные фильмы или ставят спектакли в пяти актах. Сначала они учатся делать живыми и интересными сцены по паре минут. Затем по 15 минут. Однажды настает время делать что-то большое.

Журналисты редко придерживаются этого правила – возможно, именно поэтому в мире так много плохих, ненужных и скучных длинных текстов. Или даже не очень плохих, просто слишком длинных. Мы все встречали, как люди начинают писать статьи на 10 тысяч знаков, не научившись делать интересным один абзац.

Но зато по таким правилам живут блогеры, которые, как и режиссеры, учатся на реакции своей аудитории. Многие из блогеров начинают с узкой ниши и частых маленьких простых постов, но через несколько лет почти всегда дорастают до сложных длинных форм и больших тем.

Я скептически отношусь к разнообразным “сноуфоллам”, которые либо мешают вам читать, либо пытаются загримировать неинтересную историю. При этом я большой фанат “естественных” длинных форматов, к которым приходят блогеры. Они могут быть совсем разными, но всегда живые и захватывающие:

http://waitbutwhy.com/2016/03/doing-a-ted-talk-the-full-story.html
http://idlewords.com/talks/website_obesity.htm
http://theoatmeal.com/comics/tesla

Есть и локальные примеры – посмотрите, как эволюционировали форматы текстов главных блогеров России Варламова и Навального. Чем шире становится их аудитория, тем сложнее становятся их посты – звучит парадоксально, но, похоже, это естественная эволюция. Фильм, в конце концов, тоже устроен существенно сложнее короткометражки (которые никому особо не нужны).

Интересно, что фотки, видео, цитаты и другие приемы вроде нестандартной верстки в “естественных” длинных форматах остаются частью нарратива и никогда делаются не просто для иллюстрации. Часто они используются для смены темпа, например – но точно не для того, чтобы просто разбавить верстку. Хороший пост такого типа вообще не воспринимается как длинный; вас так мощно развлекают всеми способами, что становится грустно, когда он заканчивается.

Умение составлять такие истории приходит исключительно с практикой и в первую очередь – с постоянной обратной связью непосредственно от аудитории. Тоже надеюсь когда-нибудь этому научиться.

P.S.: за идею поста спасибо Александру Горбачеву, главному специалисту по лонгридам в России.

Чем полезны любители жаловаться

Увидел у Гая Кавасаки интересную формулировку:

Ограничивайте количество рекламы своих проектов в своих соцсетях. Что бы ни думали фейсбук-наци, допустимое количество рекламы больше нуля. Если у вас не более 5 процентов промо-постов, то все отлично. С другой стороны, если вообще никто не жалуется, вы делаете их слишком мало. Как правило, чем ценнее ваш аккаунт, тем больше промо вы можете себе позволить.

Не согласен с ним про 5 процентов – в конце концов, развлекать или информировать людей можно и своей работой, если вы ей действительно увлечены. Но правило про жалующихся очень верное.

Если никто не ноет и не возмущается – значит, вы слишком мало рассказываете, слишком слабо увлечены темой, не добились точности и массовости своего маркетинга. Короче, делаете слишком мало, чтобы вас заметили. Когда первые канарейки начинают немного задыхаться – значит, вы наконец появились на радарах.

Увеличивайте напор, пока люди не начнут жаловаться, а затем подбавьте еще чуть-чуть, чтобы вас заметили не только самые чувствительные.

Вакансия: Growth Editor в спортивно-развлекательном проекте Kixx

Спортивно-развлекательному проекту Kixx, которым я сейчас занимаюсь, очень нужен редактор. И не простой, а настоящий Growth Editor – вот неплохой текст о том, кто это такие.

Что такое Kixx

Kixx – международная игра в жанре daily fantasy sports, которую мы превращаем в развлекательную платформу обо всем интересном, важном и крупном. Проект полномасштабно работает всего месяц, но результаты уже любопытные. Вот как мы описывали его для VC.ru

Перед интересными для них событиями – спортивным матчами, сериями сериалов и так далее – люди могут собирать в Kixx команды из людей или персонажей, получать очки за их действия по ходу событий и соревноваться друг с другом по количеству набранных очков. У нас уже проходили турниры по Евро-2016, “Игре престолов” и Евровидению – каждый раз получается весело и сильно оживляет просмотр.

photo_2016-05-27_17-39-50

Кого мы ищем

От редактора потребуется увеличивать аудиторию Kixx и вовлеченность людей в игру правильной коммуникацией всеми возможными методами. Придется постоянно экспериментировать, искать темы, каналы и способы, которые вызывают отклик, находить как можно более нестандартные ходы и ставить на поток то, что работает.

Я специально пишу о вакансии еще и в этом блоге, потому что было бы круто найти человека, которому интересно, что нового и технологичного происходит в медиа, и который понимает, что маркетинг от контента отделить все сложнее. Такие люди существуют, некоторые из них уже работают в Tribuna Digital (посмотрите, например, наше приложение Rabona).

Вполне подойдет человек без особого опыта, но точно нужно интересоваться спортом, иметь широкий кругозор и отличную фантазию. Нормальный английский и хороший русский обязательны, само собой. Остальному научимся вместе.

Подробная вакансия в блоге проекта на Sports.ru

Резюме присылайте именно по адресу [email protected], как указано в вакансии, а не мне лично, у нас настроен процесс. Мне лично можно, разумеется, задавать вопросы по почте [email protected] или в Facebook

Медиа и технологии. Самое интересное #62. 12 июля 2016

Мои посты

(отсортированы по популярности за неделю)

Прозрачно, близко и #янебоюсьсказать

Что лучше, чем быть первым

Не бойтесь повторяться

Ингредиенты и люди

Для чего алгоритмы изучают романы и селфи

День финала и ностальгия

Главное

(мобайл, платформы, Facebook, диджитал-бизнес, мнения, тенденции, будущее)

За два года время, проведенное человечеством в приложениях, выросло больше чем в два раза – выросла и аудитория, и ее среднее потребление.

В MIT разработали прототип управления смартфоном с помощью взгляда. Если интерфейс дойдет до серийного использования, в adtech может случиться очередная революция.

Проект ECal использует в качестве медиа ваш персональный календарь (тут в основном про спорт, но можно придумать и другие применения).

В чем смысл SnapChat. Кратко пересказать не могу, но текст интересный. Впрочем, в то же время SnapChat отходит от принципов, которые разбираются в предыдущем тексте, в сторону более традиционных подходов – часть контента будет жить дольше 24 часов и создавать персональный нарратив. Некоторые медиа уже к этому готовы.

Читать далее

Что лучше, чем быть первым

Естественное желание любого проекта – быть первым в каждом рейтинге. По посещаемости, по установкам, по цитируемости, чему угодно.

Но есть вариант, который еще круче, чем быть первым. Зачем ограничиваться одной позицией, если рейтинг можно захватить целиком. Ваши продукты могут быть на нескольких местах сразу, и этим становятся в рейтинге куда заметнее.

Наш отдел маркетинга практикует массовые вторжения в рейтинг, оккупируя топы спортивных приложений в разных странах. Перед Евро в Узбекистане трудно было скачать что-то не наше (1, 3, 4 и 6 места):

uzb-euro

В Беларуси в то же время в спортивном топ-10 было 6 наших приложений (причем частично других). Это довольно частая ситуация, на самом деле, я нашел два первых попавшихся скриншота. Первое место при этом постоянно меняется – кто-то то и дело запускает дорогую кампанию или выпускает новый продукт. Количество мест в топе куда более надежная метрика.

Если у вас несколько мест в списке, вы еще и навязываете соответствующей нише собственную повестку. Попробовал вчера применить методику к комментариям к собственному тексту – в итоге из топ-10 половина комментариев тоже оказались моими. Главное, запланировать такой захват заранее.

Чаще всего эту методику практикуют огромные корпорации. Facebook, Messenger, WhatsApp и Instagram оккупируют топы социальных приложений, например. Не говоря уже о разнообразном FMCG. Но и для проектов поменьше это тоже применимо – рейтинги бывают локальными и тематическими.

Если вы уже первые, подумайте, что сделать, чтобы получить еще пару мест в списке. Если вы точно видите, что первыми вам не стать – тем более.   

У блога есть фейсбук, твиттер и телеграм. Как вариант, можно подписаться на еженедельную e-mail рассылку. Пишите мне по любому поводу на [email protected] или тут.