Важная практическая причина добавить комментарии

Много и часто рассказываю, что всем медиа нужны комменты. Или чаты. Или статусы, посты, видеоответы, какая угодно жизнь, лишь бы рядом с вашим контентом, а не отдельно от него. Причин привожу много: лояльность, длина сессии, способ быть лучше соцсетей, использование чужого свободного времени, уникальный контент для поисковиков и так далее.

Но не все любят теорию и не все готовы думать о долгосрочных последствиях.

Итак, еще один аргумент. Точнее, проверенный рецепт из практики.

  1. Добавляете к новостям и текстам комментарии.
  2. Вводите в них пользовательский рейтинг (лайки, плюсы-минусы – только аккуратно, чтобы не получить войну вместо здорового соревнования).
  3. Пропалываете сообщество и настраиваете рейтинг, чтобы исключить слишком агрессивных комментаторов (важный этап, на самом деле)
  4. Комментарии постепенно превращаются в конкурс, кто лучше пошутит, добавит что-то важное или найдет неожиданный ракурс.
  5. Используете лучшие шутки и наблюдения из комментариев для подводок в соцсетях.
  6. НЕМЕДЛЕННЫЙ УСПЕХ, ШЕР И МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕТВИТ

Можете прямо сейчас пойти на Sports.ru, найти там новости, где много комментируют (они помечены огоньком обычно, вроде такой) и посмотреть топ-10 комментов. Очень часто среди них есть настолько удачные, что сразу можно делать из них подводку и отправлять во все соцсети.

Прием простой, но очень мощный. Хотя кто знает – вдруг ваши редакторы соцсетей и правда шутят лучше, заметнее и быстрее, чем сотни тысяч пользователей.

Автоперевод и глобальные сообщества

Никто уже не удивляется, когда Facebook или Chrome предлагают перевести пост или страницу. Перестало даже смешить, когда письмо вашего коллеги Gmail считает написанным на болгарском. Не то чтобы эту фичу особенно любили –  практически все по запросу “Facebook auto translation” сводится к тому, как же его отключить.

Качество перевода при этом постоянно растет, но применимость его по-прежнему ограничена. Мало у кого в лентах и тем более в почте много людей, которые пишут на незнакомом языке.  Возможно, в странах, где много языков – где-то в ЮВА или в Африке, допустим – это более актуально. Но для большинства проблемы нет, Facebook достаточно надежно помещает вас в пузырь и показывает иностранным друзьям в основном фотографии.

Читать далее

Медиа и технологии. Самое интересное #60. 28 июня 2016

Мои посты

(отсортированы по популярности за неделю)

12 непрошеных советов медиа

Пара мыслей о чатах “Медузы”

Не думайте над сложными решениями

Живое привлекательнее, чем мертвое

Сила недовольства

Естественное и неестественное

Главное

(мобайл, платформы, Facebook, диджитал-бизнес, мнения, тенденции, будущее)

SnapChat быстрее всего растет в категории 25-44.

Боссы Financial Times предупреждают конкурентов: в погоне за охватом вы все равно проиграете. Только подписка, только хардкор.

Читать далее

Сила недовольства

Большие проекты всегда кому-то не нравятся. Иногда не нравятся настолько, что люди создают альтернативы. Из недавнего вспоминается AirBnB для черных и Uber для женщин. Интересно, когда сделают ЦИАН для “не славян” – ну или хотя бы для тех, у кого есть кот.

Иногда проекты отличаются всего лишь деталями механики. Например, дэйтинговое приложение Bumble отличается от Tinder лишь тем, что там первыми могут писать только женщины. Для многих эта деталь очень важна – а Tinder не может вынести это в настройку, сломается то, что уже уже есть. Поисковик DuckDuckGo делает все то же, что Google, но не запоминает ваши данные и не персонализирует выдачу. Twitter без рекламы? Facebook с дислайками и платными постами? Исправить можно все, что вам захочется.

За такие нюансы приходится платить. Женский Uber будет приезжать дольше, AirBnB для черных окажется дороже, в DuckDuckGo сложнее найти что-то неочевидное. Недовольных редко бывает много. Но если они есть – это отличная стартовая аудитория, лояльная и пассионарная.

Разумеется, большие компании и сами могут идти в такие ниши. Но обычно не торопятся, дожидаясь, пока кто-то сам проверит гипотезы. Если вы регулярно чувствуете боль, пользуясь каким-то популярным продуктом – в том числе из-за личных особенностей – это, возможно, идея для вашего собственного проекта.

Естественное и неестественное

Одна из самых сложных вещей в жизни – делать что-то естественно. Писать простым языком, который не отвлекает от содержания. Создавать интерфейсы, которые никто не замечает. Говорить на камеру или перед публикой так же, как в разговоре один на один.

Это полезное умение – слушателям и пользователям не хочется преодолевать когнитивный барьер, пытаясь разобраться в оттенках вашей неестественности. И редкое.

К счастью, это тренируется. Много лет слежу  за тем, как пишут разные авторы о спорте, некоторых помню с самых первых их текстов. Все, у кого есть способности и обратная связь от пользователей, со временем пишут легче и естественнее, даже если изначально работали в жанрах “сборник крылатых выражений” или “стэндап для своих”. Это не значит скучнее, ровно наоборот.

Все ведут себя естественно в знакомой обстановке и с людьми, которых знают. Чтобы быть естественнее в других ситуациях, нужно ровно то же: знать предметную область и аудиторию. Первого можно добиться самыми разными способами, второго – только непосредственным опытом.

Сотый интерфейс, текст или выступление окажутся гораздо естественнее первого. Но только если смотреть при этом на аудиторию, а не только на себя.

12 непрошеных советов медиа

Периодически люди из разных медиа спрашивают совета: что делать, что не делать, как жить дальше. Чтобы нормально ответить на такие вопросы, нужна длительная подготовка: не понимая аудиторию, внутреннее устройство и потенциальный рынок, ничего важного и полезного не посоветуешь.

Но такой ответ никого не радует. Поэтому есть какие-то вещи, которые я могу посоветовать, если, например, мне задали вопрос в лифте, а ехать еще долго. Собрал небольшой список, вдруг кому-то поможет.

Да, вам нужны комментарии и общение. Но если вы не будете общаться сами и присматривать за тем, что происходит, то культуру в ваших комментариях будут формировать самые громкие и агрессивные. Пишите комментарии сами, короче, и не стесняйтесь удалять те, которые вам не нравятся. Или придумывайте другие формы общения.

Общение, которое происходит в соцсетях, не считается. Оно не принадлежит вам, плохо структурировано и крайне редко приводит к чему-то конструктивному.

Не бойтесь пользователей, они самое ценное, что у вас есть. Если вы ищете эксперта в чем-то или открываете вакансию, первым делом обращайтесь к своей аудитории. Даже если у вас сайт про садоводство, его все равно могут читать и любить разработчики.

Кстати, разработчики – тоже очень важные люди. Если им правда нравится именно ваш проект и идея, вам очень повезло, держитесь этих людей.

Мобильные приложения долго и дорого делать. А еще сложнее их маркетировать и продавать в них рекламу. Не ввязывайтесь в это, пока не придумаете, чем они могут быть лучше для пользователя, чем сайт.

WordPress – отличная штука. Даже Google c Facebook им пользуются. Легко найти людей, которые его знают и могут доработать. Вашу собственную хипстерскую CMS не знает никто, хоть она и очень красивая.

Делайте больше мелкого контента. Скриншот, картинка с подписью, видеоролик с подводкой – прекрасные, достойные, полезные форматы.

Все, что нужно людям от вашего бота в мессенджерах – чтобы он сам присылал им контент. Настройками и командами никто не пользуется (ну, если вы не издание для гиков).

Все соцсети устроены по-разному. Facebook лучше распространяет ваши хиты, для ВК и твиттера важнее частота, там хуже с виральными механизмами.

Догоняйте пользователей. Напоминайте им о себе. Вернуть старых может быть проще, дешевле и правильнее, чем привлечь новых.

Отличайтесь. Делайте что-то неправильно или странно. Это не значит быть “гонзо с матом”, такой стиль уже давно в прошлом. Но всегда полезно, когда про вас есть что сказать. “Знаете, это такое лайфстайл-издание из Воркуты, где комментарии на ночь запирают на засов”.

Не делайте редизайн.

 

У блога есть фейсбук (с Instant Articles!), твиттер и телеграм. Как вариант, можно подписаться на еженедельную e-mail рассылку. Пишите мне по любому поводу на [email protected] или тут.

Пара мыслей о чатах “Медузы”

Не знаю, какие новости вас волнуют сегодня, но для меня интереснее всего эксперимент, который запустила Meduza, приделав к своим текстам чаты.

Во-первых, это красиво. Красиво по исполнению, приятно в использовании – это уже может благотворно сказаться на общении, которое там возникнет. 

Во-вторых, вполне в духе времени. Похожая штука пять лет назад воспринималась бы совсем иначе, тогда чаты были чем-то из прошлого, а не из будущего.

С другой стороны, пока это оформлено как попытка замести пользователей под коврик, чтобы их особо не было видно. Ссылки маленькие, все живет отдельно, можно легко делать вид, что ничего не существует. Не иначе, родовая травма бывших сотрудников “Ленты” и “Афиши”, где комменты были, ими никто не занимался, и журналисты ненавидели их всем сердцем. Не могу вспомнить примеры успешных сообществ формата отдельного гетто рядом с медиа, а не вместе с ним. Обычно лидеры, которые в них самозарождаются, слишком токсичны, и культура становится такой же. Чаты в этом смысле особенно опасны из-за отсутствия в них какой-либо иерархии.

К счастью, в “Медузе” обещают дорабатывать экосистему и перестраиваться под реальное поведение пользователей. Очень любопытно, что они сделают – думаю, какая-то иерархия точно возникнет, а самый интересный контент из чатов (шутки, в первую очередь) начнет потихоньку вылезать за пределы гетто. По крайней мере, сотрудники “Медузы” уже начали публично разговаривать со своими пользователями в чатах – даже это одно уже здорово, помогает от комментофобии и наверняка приведет к чему-то хорошему. Пуши о том, что кто-то умер, научатся слать все медиа; интересное и полезное сообщество, соединяющее хороших людей с хорошими целями – куда более завораживающая перспектива.

Не думайте над сложными решениями

Кажется, Канеман писал, что к решению простых проблем следует подходить рационально (например, представить, что вы советуете кому-то другому), а в сложных случаях – доверять интуиции. Звучит парадоксально,но легко объясняется.
 
Простые проблемы меняют мир не сильно. Вы можете предсказать, что и как может измениться от решения – а значит, и измерить это. Простые проблемы повторяются снова и снова, часто они воспроизводимы так легко, что можно использовать чуть ли не A/B-тестирование.
С другой стороны, их довольно много. Принимая более рациональные решения регулярно, можно сделать жизнь существенно лучше. Работает по принципу грабительских микрокредитов: если улучшать что-то на 1% в день, за год станет лучше в 37 раз.
 
Сложность устроена иначе. Она означает большие изменения и принципиально не предсказуемые результаты. Вы не знаете, чем обернется рождение ребенка, переход на новую работу, объявление войны, создание совсем нового бизнеса или что-то еще в этом роде. Пространство и рисков, и возможных выигрышей слишком велико. Вы не можете A/B-тестировать такие решения, не можете “сохраниться и посмотреть, что будет”. Попытки формализовать проблему, свести ее к цифрам, метрикам, SWOT-диаграммам и моделям полезны разве что, чтобы продумать некоторые детали и исключить заведомо безнадежные варианты. Заведомо надежного решения в случае сложных проблем не бывает.
 
Интуиция, мечта где-то на горизонте и желание ее достичь – все, что вам остается. Не так уж и мало.

Живое привлекательнее, чем мертвое

Любимая шутка пользователей Sports.ru: “Что эта спортивная новость делает на нашем политическом сайте?” Слово “политический” можно менять в зависимости от контекста на “экономический” или любой другой эпитет. Так пользователи реагируют на то, что новости и рассуждения про спортсменов и спорт часто выходят далеко за рамки происходящего на поле и тренировках.

Тематические, региональные, жесткоформатные (твиттер, инстаграм) медиа с ростом постоянно стремятся вылезти куда-то из тех рамок, которые себе задали. Если они становятся живыми, а не формально мертвыми, то и начинают вести себя, как что-то живое – интересоваться разными вещами, пробовать новое, эмоционально реагировать. Расти, в конце концов.

Нет смысла ограничивать себя ради абстрактного соответствия классификации. Живое гораздо привлекательнее, чем мертвое. Люди умеют понимать только других людей – и медиа тоже воспринимают с позиции человеческого общения. Мы не ждем от человека, который разбирается в спорте, что он никогда не будет говорить ни о чем, кроме спорта – хотя не удивимся, если и в других темах он будет применять свой спортивный опыт. Но если он всегда ограничивается только одной темой или разговаривает предложениями по 140 знаков, то будет выглядеть, как робот или сумасшедший.

Этот эффект усиливается, если внутри медиа что-то могут делать сами пользователи. Если у них достаточно свободы, они точно начнут общаться о чем угодно. Где-то на территории Sports.ru люди ведут блоги о музыке, о кино и о еде, например. Их никто особо не поощряет и найти их нелегко, но аудитория у них есть. Люди знакомятся внутри проекта, общаются про жизнь, хантят друг друга, женятся, в конце концов. Никто не предусматривает это, запуская тематический сайт. Это побочный эффект жизни, она всегда вылезает из рамок – а еще любит подойти к этим рамкам и попробовать их подвинуть, чтобы посмотреть, что будет.

Медиа и технологии. Самое интересное #59. 21 июня 2016

Мои посты

(отсортированы по популярности за неделю)

Почему важно выбирать слова

В 10 раз больше

Люди и алгоритмы

Микроменеджмент и спецпроекты

Всем нужны данные. 10 способов, как их найти

День большой игры

 

Главное

(мобайл, платформы, Facebook, диджитал-бизнес, мнения, тенденции, будущее)

Хронологические ленты социальных сетей умирают – что это значит и что может прийти им на смену. Хороший, добрый текст.

85% всех новых рекламных бюджетов получат Google и Facebook. Из оставшегося 55% достается разнообразным посредникам.

Инвестиции в мобайл растут очень мощно.

Читать далее