Чем на самом деле крут Instagram и где еще применима его модель

Последний год модно формулировать свои проекты как Uber для чего-то, AirBnB для чего-то или Tinder для чего-то – хотя в последнем случае не факт, что успешен и сам оригинал. Таких подборок много на Product Hunt (и, разумеется, есть подборки и про Product Hunt для чего-то).

У медиа есть свои эталоны: кому-то нравится Vox, кому-то PornHub. Лично у меня есть мечта сделать Instagram для чего-то – не обязательно как отдельный проект, возможно, как один из сервисов. Да, в эту сторону было модно думать несколько лет назад, когда Facebook купил проект за миллиард. Но и тогда, и сейчас не всегда правильно понимают саму суть успеха. Дело не в том, чтобы сделать еще одну соцсеть, или редактор фоток, или что-то, где все картинки в форме квадрата. Дело в том, чтобы дать возможность любителям легко стать профессионалами – или, по крайней мере, не чувствовать себя непрофессионалами.

Читать далее

2 абзаца. Сложность – единственный шанс противостоять платформам

В мире глобальной конкуренции – в частности, в интернете – простые рецепты действуют недолго. Если что-то востребованное делается понятным и масштабируемым способом, то скоро происходит одно из двух: 1) это начинают делать вообще все, превращая ноу-хау в нечто само собой разумеющееся; 2) этим заинтересовываются большие платформы, воспроизводят и за счет своего масштаба отъедают огромный кусок у нишевых игроков. Например, тесты и подборки Buzzfeed научились делать все, это больше не достоинство и не отличительный признак. Результаты футбольных матчей есть у всех, включая поисковики. Новый новостной агрегатор не имеет шансов против новостных агрегаторов Яндекса или Google.

Единственный шанс проекта на выживание, если он не может сам стать платформой – быть невоспроизводимо сложным. Делать неочевидные вещи, с плохо просчитываемой экономической моделью, заниматься деталями, глубиной и “длинным хвостом”. Развивать сообщества, не зная заранее, насколько они смогут вырасти. Тратить человеческие силы на то, что другие делают автоматически. Делать что-то лучше всех в мире, несмотря на вечную нехватку ресурсов. Посредственные вещи могут позволить себе делать лишь те, кто уже достаточно велик – и наверняка на пути к этому масштабу им пришлось сделать хоть что-то не воспроизводимое другими.

 

Ссылки о медиа, мобайле и технологиях #28. 26 мая 2015

Как и почему устроены breaking news The Guardian в мобайле и вебе.

Почему Quartz – это в первую очередь API. Рассказывает их вице-президент по продукту. Отделение данных (контента) от их представления – это уже не столько тренд, сколько свершившйся факт для медиа. Фрагментация приводит к тому, что часть интерфейсов нельзя контролировать, а остальные различаются до неузнаваемости.

Исчерпывающий, всесторонний и при этом увлекательный обзор новых статей внутри фейсбука в блоге The Awl

В Германии уже 40% пользователей пользуются блокировщиками рекламы, более молодая аудитория – еще чаще. На сайтах про игры адблок стоит у 80-90%.

Мои посты

Маятник фрагментации. Где и как мы будем читать медиа в будущем.

Мобайл, медиа, интерфейсы

Как и почему устроены breaking news The Guardian в мобайле и вебе.

Исчерпывающий, всесторонний и при этом увлекательный обзор новых статей внутри фейсбука в блоге The Awl. Там мимоходом сформулирован идеальный формат контента: “игра выбери-свое-приключение, в которой все концовки – это “поделись этим текстом”.

Мобайл – это и есть настоящий интернет. Когда-то мобильные версии считались чем-то упрощенным, но сейчас урезанным становится уже “десктопный” интернет.

Почему Quartz – это в первую очередь API. Рассказывает их вице-президент по продукту. Отделение данных (контента) от их представления – это уже не столько тренд, сколько свершившйся факт для медиа. Фрагментация приводит к тому, что часть интерфейсов нельзя контролировать, а остальные различаются до неузнаваемости.

Читать далее

Маятник фрагментации. Где и как мы будем читать медиа в будущем

“На чем мы будем читать журналы и газеты через пять лет? У меня есть две гипотезы. Мне кажется, что через пять лет мы будем читать все это, во-первых, в мессенджерах, а, во-вторых, в часах”.

Это цитата из недавней лекции Юрия Сапрыкина – мастера внятности, четко выражающего то, что все чувствуют, но плохо формулируют. Конкретно эта часть, впрочем, показалась мне недостаточной – и захотелось расширить мысль и продлить прогноз в будущее.

Бесконечная фрагментация

“Часы и мессенджеры” – это упрощение, хорошо запоминающаяся фигура речи (как когда-то “айфон и шансон”). На самом деле читать медиа мы будем вообще везде – а точнее, уже читаем, просто будущее наступает неравномерно. Со временем любая штука, способная что-то выводить и привлекать внимание, будет показывать или рекламировать контент. На моем телефоне Xiaomi тексты Buzzfeed выводятся в приложении, которое запускается при зарядке устройства. Их же посты мне как-то рекламировал мой антивирус. Как реклама стремится заполнить все новые пустые места, так и медиаконтент просачивается во все уголки цифрового мира.

Читать далее

Ссылки о медиа, мобайле и технологиях #27. 12 мая 2015

У культового приложения с мобильно-ориентированными новостями Circa кончились деньги. Главные причины: слишком маленькая аудитория и большие расходы на рерайт контента. Мой личный опыт: все выглядит круто, но новости, которые они мне шлют, никак меня не интересуют.

New York Times нарушает устои: 1) делает бесплатным свое приложение NYT Now; 2) объединяет в нем свой контент и агрегированный.

Как Esquire и другие старые медиа используют свои необъятные архивы.

Большой отчет Pew Research Center о состоянии медиа.

Мобайл, медиа, интерфейсы

У культового приложения с мобильно-ориентированными новостями Circa кончились деньги. Главные причины: слишком маленькая аудитория и большие расходы на рерайт контента. Мой личный опыт: все выглядит круто, но новости, которые они мне шлют, никак меня не интересуют. Мнение Фредерика Филлу: более крупные компании догнали Circa в мобайле, все еще недостаточно мобильной рекламы, нет своего редакционного лица.

New York Times нарушает устои: 1) делает бесплатным свое приложение NYT Now; 2) объединяет в нем свой контент и агрегированный. Видимо, теперь устои будут такими.

Почему Snapchat, Twitter и Facebook покупают медиа-компании. На самом деле, они покупают не столько медиа, сколько внимание.

Как Esquire и другие старые медиа используют свои необъятные архивы – в рамках отдельных проектов и не только.

Читать далее

2 абзаца. Платформы и плоские сообщества

Почему-то раньше не приходило в голову, что “платформа” (например, “платформа для высказывания”) – не абстрактный термин, а метафора из повседневной жизни. Платформа – это подставка, от табуретки до трибуны митинга. Подставка меняет многое: публичное обращение к толпе подразумевает ответственность, подготовку и особенную манеру. Нельзя встать на стул и разговаривать так же, как обычно на кухне. Типичный формат медиа “текст+комменты” подчеркивает эту иерархию: комменты строго внизу (а то и отдельно), их шрифт меньше. На уличном митинге к выступающему обращаются специфические люди и исключительно криком – и в цифровом мире это работает примерно так же.

В этом смысле твиттер, например, не платформа. Это идеально плоское сообщество, где любой комментарий равен высказыванию, и это подчеркивается даже визуально. В плоском мире (в парке, например) общаются в основном с друзьями, а внимание привлекает тот, кто показывает фокусы – ну или просто громче других. Но, что важно, устройство плоского сообщества провоцирует по-прежнему говорить так, как на кухне, даже если тебя слышат миллионы – и это объясняет, почему многие журналисты свои лучшие тексты пишут теперь в соцсетях.

Старые медиа. Что делать с устаревшим проектом без ресурсов

В этом блоге хватает рассуждений о светлом будущем и ссылок на то, что делают на гребне прогресса сверхновые медиа. Но старыми медиа бывают чаще, чем новыми. Неограниченных ресурсов, чтобы делать проект с нуля и писать об этом в Medium на зависть остальным, не бывает почти ни у кого. Типичная ситуация для человека, отвечающего в медиа за продукт (на практике это может быть кто угодно): у вас много “наследия” (legacy) и мало ресурсов, чтобы его менять.

Наследие не ограничивается устаревшим дизайном, движком, падающим, если на сайт зашло больше трех человек, и традиционно убогой админкой. Часто свыше даны и информационная структура (разделы, рубрики), и редакционные процессы, и отношения с партнерами. В ситуации, когда из ресурсов – половина удаленного разработчика, кажется, что legacy – это спрут-убийца, охватывающий щупальцами и тянущий вас на дно. Но все не так однозначно.

Читать далее

Ссылки о медиа, мобайле и технологиях #26. 27 апреля 2015

Медиа уже проиграли фейсбуку, потому что не могут соревноваться с технологическими компаниями за лучших разработчиков и дизайнеров.

Журналист USA Today Sports рассказывает об особенностях освещения событий через SnapChat и Periscope.

Мужчины стали чаще покупать сумки – видимо, потому что планшеты и массивные новые смартфоны не влезают ни в один карман.

Вертикальное видео и 9 способов думать о мобайле – маст-рид Кори Бергмана.

Нир Эйял рассказывает, почему “глупые” проекты вроде BuzzFeed получают столько инвестиций.

Мобайл, медиа, интерфейсы

Мощный пост о состоянии современных медиа и о том, как они уже проиграли фейсбуку, даже если не будут располагать на нем свои материалы. В частности, хорошо объясняется, что медиа почти невозможно соревноваться с технологическими компаниями за лучших разработчиков и дизайнеров.

Вертикальное видео и 9 способов думать о мобайле – маст-рид Кори Бергмана.

Журналист USA Today Sports рассказывает об особенностях освещения событий через SnapChat и Periscope.

Обзор редизайна The Atlantic, который теперь похож на журнал больше, чем раньше. Там же цитируется интересный пост президента The Atlantic о том, что главная страница, пусть и перестала быть главной точкой входа, становится выражением бренда медиа.

Нир Эйял рассказывает, почему “глупые” проекты вроде BuzzFeed получают столько инвестиций.

Базовые принципы мобильного user experience.

Как The Economist выходит на китайский рынок с новым продуктом.

The Washington Post создает сеть партнерств с локальными медиа. Читатели при покупке подписки на свою газету получают доступ к WP. Хитрый способ собрать базу еще оставшихся пользователей, готовых платить за контент.

Почему paywall для медиа – не очень разумная бизнес-идея.

Твиттер-колонка о том, что закрытые платформы через какое-то время уступят открытым. Мысли в целом известные, интереснее сам формат.

Какие стратегические проблемы возникают у Google в мобайле.

10 заповедей менеджера по продуктам.

Плоский дизайн стал доминировать не случайно – он лучше всего отражает природу тач-устройств. Куда дизайн будет двигаться дальше, зависит от того, как будут выглядеть устройства будущего.

Простое объяснение, чем нативные приложения отличаются от ненативных и когда нужно их использовать.

Факт

Только в Индонезии в ближайшие три года появится 38 миллионов новых пользователей мобайла. Отчет TechInAsia о мобильном рынке Индонезии.

Фича

Таск-трекер Trello запоминает все, что в него вводили, позволяя перескакивать из одного списка в другой при создании задачи. Хороший пример интерфейса-”детской площадки”, прощающего любые ошибки и бережно обходящегося с тем, что создает пользователь.

Тоже интересное

Мужчины стали чаще покупать сумки – в том числе потому, что планшеты и массивные новые смартфоны не влезают ни в один карман.

Крупнейший индийский интернет-магазин планирует в течение года закрыть свою веб-версию, оставив только мобайл.  Возможно, это в чистом виде пиар-ход (никто еще ничего не закрыл), но не исключаю, что одни и те же люди покупают чаще и больше со смартфона, чем с мобайла. Смартфон персональнее, эмоциональнее, всегда под рукой.

Книга об использовании сообществ пользователей и баз данных в исследовательской журналистике.

К концу 2018 года 82% интернет-рекламы будут продавать и покупать роботы.

Технологические особенности Android мешают развитию музыкального софта для платформы.

Как работает лучший в мире редактор шуток в голливудских фильмах.

Закону Мура (удвоение компьютерных мощностей каждые два года) уже 50 лет. Что нужно, чтобы он оставался в силе и дальше?

Люк Вроблевски (автор книги Mobile First) дал имя еще одному меню в приложениях.

Что сделать

  1. Сокращать и переформулировать тексты. Даже венчурные капиталисты не любят умных людей, которые не могут емко объяснить, чем занимаются.

  2. Придумать крутое имя для своего продукта.

  3. Убедиться, что пользователи не открывают лишние страницы по ошибке.

  4. Правильно использовать шрифты в интерфейсах.

  5. Рекламировать свои продукты только на нужную аудиторию в FB (инструкция AppAnnie)

P.S.: постов в блоге в этом году мало, но вскоре ситуация изменится. Следите за обновлениями по почте или в соцсетях.

Ссылки о медиа, мобайле и технологиях #25. 7 апреля 2015

Устройство мира меняется от pull-модели к push-модели. Не вы ищете продукт, а продукт ищет вас.

Мобильный live-streaming – это медиа будущего.

Почему идея платить за статьи поштучно чудовищна и неправильна. Главная мысль: люди платят за удобство, свои привычки и возможность что-то сделать. Статьи в 2015 году не дают ничего из этого.

Мобайл, медиа, интерфейсы

Устройство мира меняется от pull-модели к push-модели, не только в медиа, но и в других областях. В будущем (которое уже значительными частями наступило) не вы ищете продукт, а продукт ищет вас.

Мобильный live-streaming – это медиа будущего. Кори Бергман верно замечает, что поначалу новые общедоступные средства генерируют тонны мусора, но уже очень скоро здесь появятся свои лучшие практики, новые жанры и звезды. Как в первые годы YouTube.

Бенедикт Эванс о мессенджерах как платформах. В частности, хороший анализ экосистемы приложений для Facebook Messenger.

Почему идея платить за статьи поштучно чудовищна и неправильна. Главная мысль: люди платят за удобство, свои привычки и возможность что-то сделать. Статьи в 2015 году не дают ничего из этого.

Читать далее

20 отличных твитов (и пара слов о веселых сервисах)

Два моих новых любимых твиттер-аккаунта: @BoredElonMusk и @fakeproducthunt. Оба примерно про одно и то же – нестандартные идеи стартапов и продуктов. Аккаунты юмористические, но чтобы получалось смешно, нужно хорошо чувствовать и отрасль, и аудиторию. У ведущих получается – и меня такие твиты вдохновляют часто больше, чем большие серьезные тексты.

Мы сами регулярно делаем веселые тематические штуки.  Это не просто привлекает внимание, но еще и довольно полезно. Отказываясь от серьезного или просто привычного отношения к вещам – заголовкам, редакционному процессу, новостным медиа – начинаешь лучше их понимать, отличать удачное от неудачного, штампованное от живого. Рефлексия, взгляд на вещи с разных сторон и определенная степень легкости помогают в работе. Если вы не можете пошутить над тем, что делаете, то, скорее всего, плохо в этом разбираетесь или совсем это не любите.

Топ-10 твитов из каждого аккаунта для вдохновения:

Читать далее