12 тяжелых истин о медиа в мобайле

Автор оригинального текста – Кори Бергман, глава мобильного стартапа Breaking News, принадлежащего NBC. Оригинал в его блоге Mobile Media Memo. Текст чуть-чуть адаптирован и местами сокращен.

Может быть немного больно. Вы готовы?

1. Все станет еще хуже

Мобайл меняет все аспекты медиабизнеса – поведение пользователей, финансовые модели, отношение к бренду – и мы еще не ощутили на себе полностью его удар.

“Думаю, на индустрии все скажется тяжелее, чем обычно считается, – считает Джон Херрман из The Awl. – Для веба это окажется тем же, чем веб стал для того, что было до него”. Сейчас под прицелом не только бумажные медиа. Достанется всем.

Читать далее

2 абзаца. Очевидное и эффективное

У Андрея Мирошниченко как-то обсуждали видео с демонстрацией кинетического интерфейса. Даже если вы его не видели, то представляете по фантастическим фильмам: вещи или изображения на экране подчиняются движениям рук. Видеоролики получаются эффектные, но в жизни такие интерфейсы практически не применяются – очень устают руки. Очевидные, “биологические” интерфейсы, имитирующие реальную жизнь и апеллирующие к хватательному рефлексу, часто требуют много сил, особенно при больших объемах работы. Поэтому профессионалы осваивают командные строки, клавиатурные комбинации в том же фотошопе и прочую неочевидную для любителей магию, которая умножает усилия. Перетаскивания и жесты радуют новых пользователей (меньше порог входа, ощущение контроля и игры), но утомляют, когда их нужно повторять много раз.

В целом очевидные вещи редко бывают эффективными. Возможно, это общее свойство цивилизации – даже еду эффективнее добывать совсем не так, как биологически понятнее. Легко сделать очевидный таск-трекер или почтовый клиент, понятный новичку, сложно оставить его при этом эффективным для так называемых heavy users. Многие профессионалы в итоге используют софт, который выглядит как черная магия (например, org-mode в emacs). Даже самая красивая админка обычно сложнее, чем страница контента, которой она соответствует. Ну и не случайно медиа, где люди проводят много времени – reddit, Хабрахабр, Sports.ru, да хоть даже Facebook – испещрены разными ссылками, иконками, обозначениями и правилами, неочевидными для новичков. Порог входа увеличивается, но многократно возрастает эффективность тех пользователей, кто инвестирует в это медиа свои силы и время.

Ссылки о медиа, мобайле и технологиях #32. 22 июля 2015

Два фундаментальных текста блога Monday Note о технической раздутости и медлительности новостных сайтов.

Главный редактор The Verge рассказывает, чем плох мобильный веб – на примере собственного сайта в том числе.

Почему веб-дизайн стал красивым, удобным, но потерял при этом душу.

Как достичь баланса между ранним запуском MVP и его дизайном.

Мои посты

3 цитаты. Закон Завински, облачный транспорт, нейтральность сервисов

Мобайл, медиа, продакт-менеджмент

12 тяжелых истин о медиа в мобайле по версии Кори Бергмана. Первая из них: дальше все будет только хуже.

Два фундаментальных текста блога Monday Note о технической раздутости и медлительности новостных сайтов. Страница Huffington Post делает больше 400 http-запросов, а Washington Post полностью не загружается никогда.  Крупные сайты медиа обращаются как минимум к 10 внешним сервисам-счетчикам, эта цифра может доходить до 100. Фейсбук и приложения побеждают еще и поэтому.

Еще два крутых текста на ту же тему. Главный редактор The Verge рассказывает, чем плох мобильный веб (на примере собственного сайта в том числе). Бен Томпсон объясняет, что главная проблема сайтов – тяжелая, медленная, долго загружающаяся реклама, но ее не решить, пока она настолько ценна для медиа.

Читать далее

3 цитаты. Закон Завински, облачный транспорт, нейтральность сервисов

Регулярно встречаются тексты и отдельные мысли, которые хочется привести и прокомментировать полнее, чем в дайджесте ссылок. Решил сделать отдельную рубрику для таких цитат и комментариев.

***

Закон Завински: любая программа старается расширяться до тех пор, пока не научится отправлять электронную почту. Те программы, которые не могут расширяться, заменяются теми, которые могут. Wolfram Alpha (научная база знаний и решения задач) объявила, что теперь тоже умеет читать и отправлять e-mail.

John D. Cook, Wolfram obeys Zawinksi’s law

Завински сформулировал свой закон в 1989-м, сначала он относился к внутренним проектам MIT, но подтверждался в самых разных областях. Многим людям, привыкшим к одной платформе, некомфортно выходить за ее пределы. Приличной доле лояльной аудитории удобнее пользоваться тем, что у них под рукой, пусть даже уровень сервиса будет средним, а не отличным (отсюда следует другое правило – у любого диджитал-проекта рано или поздно появляется своя редакция). “Все хорошо, только добавьте курс доллара и прогноз погоды”, как-то так.

Читать далее

Ссылки о медиа, мобайле и технологиях #31. 8 июля 2015

Модель подписки на неограниченный доступ к книгам у Scribd не сработала – выяснилось, что люди действительно много читают и это не окупается. Предполагалось, что это компенсируется теми, кто покупает подписку и забывает о ней – модель фитнес-клубов – но в случае контента таких случайных людей почти нет.

Дизайнеров в технологиях станет больше и они будут определять успех продуктов.

Harvard Business Review продолжает увеличивать цену подписки, но число подписчиков только растет.

Как правильно располагать рекламу в мобайле.

Мои посты

Что почитать, чтобы стать классным product-менеджером (и почему вы тоже продукт)

Мобайл, медиа, интерфейсы

Будущее дизайна в технологиях. Главные мысли: дизайнеров в технологиях станет больше и они будут определять успех продуктов.

Бенедикт Эванс о поиске в интернете и важности маркетинга.

Как правильно располагать рекламу в мобайле. Обычно ссылки про интерфейсы я выношу в конец, но эта особенно важная. Например, оказывается, что фиксированный баннер, прибитый к полу, мешает меньше, чем баннер перед контентом.

Harvard Business Review продолжает увеличивать цену подписки – и число подписчиков не только не снижается, но и растет. Если потенциальная аудитория ограничена, но богата, это вполне разумный подход (не случайно так дорого стоят медицинские научные журналы).

Читать далее

Что почитать, чтобы стать классным product-менеджером (и почему вы тоже продукт)

Мне предложили ответить на вопрос “Что почитать, чтобы стать классным product-менеджером?” для медиастартапа The Question. В итоге я так увлекся ответом, что получился почти лонгрид, который хочется опубликовать и в блоге тоже.

Вряд ли какой-то продакт-менеджер станет отвечать на такой вопрос в лоб, приводя перечень книжек. Отсутствие готового мнения по абстрактным поводам – это профессиональная черта. Для ответа продакт-менеджеру просто слишком мало вводных: нужно понимать, работаете ли вы уже продактом, хотите им стать в ближайшее время или в непосредственном будущем. Полезно знать, что вы имеете в виду под “классным” и почему для достижения этого хотите именно читать, а не делать что-то еще. Выглядит смертельным занудством, но умеренное, легко включаемое и выключаемое занудство – полезная черта для продакт-менеджера; время, потраченное на уточнения на ранней стадии проекта, компенсирует сотни часов тяжелой работы потом.

Три главных составляющих работы менеджера по продуктам

  1. Не бывает сферических продакт-менеджеров в вакууме. Вы занимаетесь конкретным направлением конкретного бизнеса. В первую очередь нужно знать предметную область – для кого ваш бизнес, о чем он, с помощью чего он создается.

Читать далее

Ссылки о медиа, мобайле и технологиях #30. 24 июня 2015

Только 4 из 10 пользователей разрешают новостным приложениям присылать пуши. Лучшие практики еще не выработаны, а люди уже относятся настороженно.

Ежегодная презентация Бенедикта Эванса о том, как мобайл пожирает мир.

Доклад Reuters о состоянии новостных медиа.

Блокирование рекламы может стать встроенной функцией в следующей версии Safari для iOS.

Мои посты

Почему платформы занимаются новостями

Мобайл, медиа, интерфейсы

Ежегодная презентация Бенедикта Эванса о том, как мобайл пожирает мир.

Только 4 из 10 пользователей разрешают новостным приложениям присылать пуши. Лучшие практики еще не выработаны, а пользователи уже относятся предельно настороженно. С одной стороны, все это уже проходили с почтовыми рассылками, с другой – рассылки хотя бы не вибрировали и не будили вас среди ночи.

Недавно я представлял, как приложения могут быть заменены тонкими клиентами. Google покупает проект Agawi, который как раз занимается быстрым стримингом приложений.

Доклад Reuters о состоянии новостных медиа. Перевод ключевых выводов Александра Амзина.

Блокирование рекламы может стать встроенной функцией в следующей версии Safari для iOS (+другой пост на ту же тему). Еще одна причина, почему приложения лучше, чем мобильный веб.

Читать далее

3 абзаца. Почему платформы занимаются новостями

Основная модель медиабизнеса – мультипликация человеческого внимания. Внимание привлекается по какой-то цене, мультиплицируется (за счет лояльности, глубины или как угодно еще) и затем продается другим компаниям дороже, чем обошлось его привлечение. Эти другие компании либо дальше его мультиплицируют, либо занимаются тем, что конвертируют внимание напрямую в деньги (это еще называется “реклама”).

Многие форматы медиабизнеса не требуют “уникальных журналистских коллективов”, дешевы и спокойно масштабируются. Например, агрегаторы новостей. Неудивительно, что свои новостные приложения появляются вообще у всех, у кого есть достаточно много внимания, даже если они обычно используют его иначе. Поисковики и соцсети, производители телефонов и браузеров, операционные системы и операторы связи – все, кто так или иначе получает внимание пользователя на различных уровнях платформенной глубины, делают свои новостные сервисы, чтобы превращать имеющееся внимание в еще большее. Контент Sports.ru, например, уже сейчас используется минимум десятком таких платформ.

Тенденция продолжится: бытовая техника и компьютерные игры, допустим, тоже могут показывать новости – а значит, станут. Если выяснится (например, в ходе эксперимента Apple), что масштабируется и окупается и модель с редакцией – значит, платформы займутся и моделями с редакцией. В этом нет ничего особенного: платформы делают свою погоду и курс долларов, свои расписания киносеансов, счета футбольных матчей, сервисы продажи авиабилетов – все, что дешево, технологично и масштабируемо. Понятные форматы бизнеса становятся commodity, и если до каких-то видов медиа это пока не коснулось, то именно потому, что они совсем не убедительный бизнес. Либо из-за невоспроизводимости и сложности, либо просто потому, что экономика не сходится.

Ссылки о медиа, мобайле и технологиях #29. 10 июня 2015

“Десктопный” интернет пока не собирается умирать и уменьшаться: мобайл растет рядом с вебом, а не пожирает его.

Люк Вроблевски фиксирует основной текущий вариант использования мобильных устройств: одна рука, 4-5,5 дюймов, вертикальное положение. Можно рассматривать и другие варианты, но в этом приложение должно работать безупречно.

Исчерпывающий, всесторонний и при этом увлекательный обзор новых статей внутри фейсбука в блоге The Awl

Интересный эксперимент Quartz – тексты в мобайле показываются не целиком и человеку нужно подтвердить, что он хочет прочитать статью полностью.

Мои посты

Чем на самом деле крут Instagram и где еще применима его модель.

Сложность — единственный шанс противостоять платформам.

Иллюзия контроля над роботами.

Мобайл, медиа, интерфейсы

Известно, что алгоритмы Google и Facebook стараются учитывать качество контента. В блоге Monday Note предлагают заранее рассказывать платформам, что получился качественный контент, с помощью мета-тегов в CMS. Характерно, что примером такого контента выступает фичер New Yorker на 14 тысяч слов, начинающийся со слов “Ясным октябрьским утром…”. Подозреваю, что у гигантов может быть несколько иное представление о качестве, основанное на реальном поведении людей –  даже если они действительно, как утверждает автор, приоритизируют New Yorker в выдаче.

“Десктопный” интернет пока не собирается умирать и уменьшаться: мобайл растет рядом с вебом, а не пожирает его.

Читать далее

2 абзаца. Иллюзия контроля над роботами

По мере того, как алгоритмы становятся компетентнее людей, возникают интересные этические проблемы. С одной стороны, люди любят контроль: все правила интерфейсов человек-машина говорят, как важно системе показывать, что происходит прямо сейчас и какой выбор есть у человека. С другой стороны, алгоритм может знать гораздо больше – в том числе и о том, что на самом деле человеку нужно. Но доверяться бездушной машине не особенно приятно и временами даже страшно. Люди куда охотнее доверяют другим людям или тому, что выглядит, как люди – вроде редакционного мнения, телепрограммы или агрегированных отзывов-рейтингов. Но больше всего они, конечно же, доверяют себе.

Поэтому контроль придется имитировать – оставлять человеку детали, частности, очевидные случаи, которые подвластны несовершенному мозгу. Техник иллюзии можно придумать много, чем сложнее сервис, тем легче это организовать. Машина может делать вид, что ты ее ведешь, пока водитель не делает ничего неправильного (роботов в любом случае придется защищать от людей). Фейсбук может пару дней делать вид, что принял к сведению ваше желание подписаться на что-то или видеть меньше чего-то, но затем начнет выводить ленту все равно так, как вам будет интереснее и комфортнее. Иногда уместно сужать пространство выбора, оставляя человеку выбор между хорошим и очень хорошим (или между очевидно хорошим и очевидно плохим, если правилен только один ответ). Мир станет напоминать компьютерную игру, где оставлены только интересные варианты выбора и нельзя сделать ничего непоправимого (интересно, что игры последние годы как раз уходят в обратную сторону). А люди в итоге могут стать не столько исполнителями, сколько менеджерами своей судьбы – начальниками над роботами, выбирающими направления и искренне считающими, что именно их вклад в результат наиболее ценен.