Хотел начать рассказ о продакт-менеджменте с простого объяснения, кто такой продакт-менеджер, но каждый раз получалось слишком громоздко. Все менеджеры по продуктам разные, они могут радикально отличаться по умениям, функциям и возможностям. Определение получается либо размытым, либо состоит исключительно из сносок и скобок.
Поэтому я представлю, что мы в Америке, и начну со спортивной метафоры.
В современном футболе тоже есть амплуа, определение которого затруднительно: центральный полузащитник. Защитник защищается, нападающий нападает. Полузащитник играет в полузащите (а продакт-менеджер занимается продакт-менеджментом). Некоторые из них много забивают, другие никогда не бьют по воротам. Одни здоровенные, другие хрупкие. Одни всегда в центре поля, другие носятся по всем углам. Людям, не интересующимся футболом, не так легко объяснить, почему много лет основной игрок “Барселоны” – Серхио Бускетс, забивающий в лучшем случае раз в год и все экранное время отдающий пас ближнему. Но без него “Барселона” не была бы “Барселоной”, и вряд ли в команде есть кто-то менее заменимый.
Чем мне нравится эта метафора?
Центральный полузащитник всегда играет в пас и крайне редко может решить исход игры без партнеров. Важнейшее умение продакт-менеджера – координировать работу людей, каждый из которых опытнее его в своей сфере деятельности.
Центральный полузащитник может оказаться где угодно на поле и выполнить любую функцию, если нужно по ситуации. Само собой, это требует широкого спектра навыков и понимания, как играют футболисты других амплуа. Кругозор, быстрая обучаемость и умение быстро закрыть любую недостающую функцию (не только своими собственными руками) обязательны для менеджера по продуктам.
Без центра полузащиты игра становится бессмысленной, разбиваясь на не связанные между собой эпизоды. Проекты, лишенные продуктовой роли, теряют свою цельность: становятся слишком техническими, слишком поглощенными своей монетизацией или, например, красивыми, но неудобными, словно высокая мода.
Центральный полузащитник предоставляет ресурсы, отбирая мяч, и видение будущего, начиная атаку. Тут я даже не буду перефразировать.
Центральный полузащитник может определять игру команды, но он не тренер и не решает, кто играет рядом с ним. Точно так же продакт-менеджер должен уметь управлять всем рабочим процессом, не имея формального авторитета и власти.
Метафора получается довольно жизненной – думаю, дело в том, что коллективы, объединенные общей целью, устроены похоже в самых разных областях. Завтра начну рассказывать конкретнее, что все это значит, уже без отсылок к спорту.