Необходимость редакторов

Я не встречал людей, которые пишут так, чтобы им совсем не нужен был редактор. Говорят, они существуют, интересно, как у них это получается. Самому себя редактировать очень тяжело; даже прием Хемингуэя “пиши пьяным, редактируй трезвым”, подразумевающий, что редактировать нужно не в тот же день и не в том же контексте, работает все-таки хуже, чем чужой внимательный взгляд.  

Любопытно, что это касается не только статей и прочей журналистики. Презентация, инструкция или техническое задание всегда выигрывают от второго мнения. Даже у программистов есть практика code review, смысл которой именно в редактуре. Программа – это ведь тоже текст, просто на другом языке.

Интересно, с чем связано такое свойство работы с текстом. Во многих других сферах мастеров не нужно или, по крайней мере, совсем не принято поправлять (представьте себе шеф-повара или столяра, который просит поредактировать его блюдо или кресло – они и сами знают, какими они должны быть). Большинство же людей, которые профессионально занимаются текстами – копирайтеры, журналисты, переводчики, продакт-менеджеры – совершенно нормально относятся к редактуре и часто сами просят других просмотреть их тексты. Хотя, возможно, это только мне такие попадались.

Медиа и технологии. Самое интересное #66. 9 августа 2016

Мои посты

(отсортированы по популярности за неделю)

Что писать, когда нечего писать

Пять этапов жизни полезных сервисов

Диджитал-ностальгия

Спецпроекты и форматы

10 самых популярных текстов блога в 2016 году

Роботы из полиции вкуса

Главное

(мобайл, платформы, Facebook, диджитал-бизнес, мнения, тенденции, будущее)

Тектонические сдвиги в мире медиа – фундаментальный текст с множеством интересных фактов. Выберу вот эту картинку для иллюстрации, пожалуй (кстати, вот сколько Facebook зарабатывает на пользователях в разных странах):

Веб-сайтам исполнилось 25 лет.

Instagram запускает Stories – фото и видео, исчезающие через 24 часа. Сервис сознательно похож на аналогичный функционал Snapchat. Комментарии экспертов:

Читать далее

Спецпроекты и форматы

Я в разных качествах занимаюсь диджитал-спецпроектами с 2009 года. За это время они стали гораздо лучше выглядеть, к тому же не так сильно тормозят, как тогда. Но многие приемы верстки и механики, которые когда-то были уникальными, уже стали общим местом. Никого уже не удивить “параллаксным скроллом” (давно не видел этого выражения, кстати); тесты, квизы и социальные механики научились делать в самых заброшенных и отсталых углах медиарынка. Хороший дизайн не стал общим местом, но его уровень тоже заметно вырос. Как говорят спортивные комментаторы: “слабых команд больше нет, все научились играть в футбол”.

Желание поставить на поток то, что работает – естественно и правильно для бизнеса. Но когда спецпроект (что-то уникальное) превращается в формат (что-то повседневное), он больше не так радует. Причем не столько даже читателей (хотя для форматов без внутренней ценности пресыщение наступает быстро), сколько рекламодателей. Им нужно что-то новое, что при этом бы точно работало – хотя эти две характеристики несовместимы, как будто подчиняются принципу неопределенности Гейзенберга.

Пока что новые механики появляются или улучшаются достаточно регулярно – скажем, недавно меня очень порадовала всевозможная кнопка IKEA. Интересно, можно ли достигнуть хотя бы в рамках веб-платформы насыщения: состояния, когда все новые идеи спецпроектов будут работать хуже, чем старые привычные форматы. С другой стороны, идеи, воплощенные пять лет назад, уже забыты практически всеми пользователями и рекламодателями – и это все-таки дает некоторую надежду.

Что писать, когда нечего писать

Писать полезно. И для людей, и для компаний. Если вы не пишете в интернете, вы в нем по-настоящему не существуете.

Делать это регулярно тоже важно. Принципы “не пиши, если не можешь не писать” или “пиши, только если есть, что сказать” работают для очень редких людей, в основном писателей (хотя есть исключения вроде автора “Молчания ягнят” Томаса Харриса, который ненавидел писать чуть ли не до физической боли и за всю жизнь написал ровно пять романов). На деле “можешь не писать” ведет к тому, что сказать становится все меньше и меньше. Ну и стоит учитывать психологический эффект любых регулярных действий – когда они становятся привычкой, то занимают меньше времени и приступить к ним проще.

Читать далее

Роботы из полиции вкуса

В 2014 году для правительства Таиланда, приложившего много сил к распространению тайской еды в мире, Национальное агентство инноваций разработало робота, определяющего аутентичность вкуса тайской еды. Чиновники страдали из-за того, что в тайских ресторанах за пределами страны еда была не похожа на настоящую тайскую. Получившийся робот умеет чувствовать разные оттенки вкуса, а также определять запахи с погрешностью всего 5-10%. Также для него было сделано приложение – видимо, в нем можно было найти проверенные роботом рестораны.

Качество чего еще можно проверять с помощью роботов? Необязательно это должны быть настоящие железные роботы, во многих случаев достаточно алгоритмов. Да, вы угадали, я снова про медиа.

Во многих редакциях раньше существовали списки запрещенных выражений и слов: разнообразные “имеет место быть”, “вкусный” и “трендовый”. У спортивных редакций, помимо обычных штампов, есть еще глубокий пласт отраслевых, от слов вроде “возрастной” до использования крылатых выражений два раза на предложение . Формализовать все эти сигналы дурного вкуса несложно, но возникает вопрос, зачем – редактор заметит проблемы с текстом куда надежнее, а сами себя люди не склонны подозревать в плохом вкусе.

Поэтому робот из полиции вкуса пригодился бы там, где поток текстов гораздо больше: в блог-платформах, биржах статей или, например, в HR-сервисах. Разумеется, он не должен останавливаться на списке стоп-слов – можно использовать и машинное обучение, и анализ эмоций. Можно даже представить расширение для Chrome, которое автоматически скрывает в браузере тексты, написанные корявым, агрессивным или в чем-то еще плохим языком. Это, конечно, еще одна разновидность filter bubble, но внутри такой зоны комфорта не так уж и страшно оставаться.

10 самых популярных текстов блога в 2016 году

За последние месяцы много людей подписались на блог и в Facebook, и в Telegram (что особенно удивительно). Специально для вас я решил подсчитать 10 самых популярных текстов Media Skunk в этом году, найти их в ленте может быть сложно.

Почему важно выбирать слова

20+ бесполезных фактов об интернете

Cмысл работы в развлекательных проектах

Обратный пэйволл

Искусственный интеллект и экономика остатков

В поисках идеального медиа. Часть I и Часть II

12 непрошеных советов медиа

Удовольствие уничтожать

Как заставить ссылки на сайт нормально отображаться в мессенджерах (текст февральский, с тех пор кое-что изменилось)

Главное умение продакт-менеджера

Если и этого мало, в январе я делал подборку 20 лучших текстов за первые два года существования блога.

Спасибо огромное всем, кто читает и находит в моих постах что-то полезное для себя.

Пять этапов жизни полезных сервисов

Все полезное развивается по одному сценарию, иногда с пропуском отдельных этапов:

Этап I. Функциональность

Сервис предлагает вам кучу функций и позволяет что-то делать.

Этап II. Персонализация

Сервис изучает ваше прошлое, понимает, какие функции вам нужны, и предлагает вам только их и так, как вам удобнее.

Этап III. Прогнозирование

Сервис изучает ваше прошлое и настоящее, предвидит будущее и советует, чем  лучше воспользоваться для вашей задачи. А также рассказывает, что произойдет, если вы ее сделаете тем или иным способом.

Этап IV. Автоматизация

Сервис понимает вашу задачу, сам находит лучшее решение и сам делает за вас все так, как надо.

Этап V. Коммодитизация

Задача решается в общем случае и исчезает в принципе. Если вы занимались только ей, то исчезает и ваша профессия.

***

Переход на каждый из этих этапов, включая первый – отличная бизнес-возможность, каждый из них требует меньше от человека и больше от сервиса.

Примеры для первых четырех этапов легко придумать самостоятельно. Пятый – более сложная история, тут легче заглянуть в прошлое. Можно вспомнить, например, процветавшую в XIX веке индустрию доставки льда кораблями – сейчас бы мог существовать Tinder Uber для льда, если бы люди не изобрели и не сделали массовыми холодильники.

Для некоторых областей пятый этап выглядит чистой научной фантастикой: для транспорта это телепортация, для медиа – что-то вроде прямого интерфейса “мозг-машина”, для строительства – сверхдешевая и надежная 3D-печать, для медицины – вообще что-то странное (самовоспроизводящиеся нанороботы?).

Впрочем, достаточно и таких отраслей, где даже второй этап еще толком не пройден, не говоря уже о третьем. Медиа – одна из таких.

Диджитал-ностальгия

Я испытываю какую-то особую нежность к технологическим проектам, которые так и не взлетели. Причем если многие скучают по старым сообществам, каким-нибудь форумам 2003 года, то я чаще вспоминаю проекты с интересными идеями или амбициями, у которых даже не было шанса. Жалею, что так и не успел распробовать Paper, Google Wave и Google Buzz (хотя неплохо поисследовал Prismatic и Orkut). Помню, как у Sports.ru была лучшая группа на Футубре. Храню где-то ручку с логотипом Firefox OS – может, когда-то начну коллекционировать такую атрибутику. Примерно раз в месяц какой-то стартап, где я регистрировался,  пишет мне, что закрылся, продался или сделал пивот. Некоторые из них я тоже помню еще долго.

Практически все истории закрытия этих проектов совсем не трагические и миру они успели дать не так много. Это скорее ностальгия в португальском стиле: по неосуществившемуся величию, тому, что могло бы быть, если бы. Но в этом есть, надеюсь, и более практическая сторона.

История интернета учит нас, что у каждого выстрелившего проекта было несколько похожих ранних предшественников, о которых мало кто помнит. С хорошими идеями, мыслями и даже продуктами, но не попавшими ни в рынок, ни, что тоже часто бывает, в свое время. Хочется верить, что если лучше помнить неудачное, но симпатичное прошлое, шанс сделать что-то успешное в настоящем и будущем увеличивается.

Медиа и технологии. Самое интересное #65. 2 августа 2016

Мои посты

(отсортированы по популярности за неделю)

Как делается рассылка Media Skunk

Два графика о том, как за 10 лет изменились заголовки

Лекарство от бесконечности

Выдры и псы

Моддинг медиа

Главное

(мобайл, платформы, Facebook, диджитал-бизнес, мнения, тенденции, будущее)

5G-интернет еще в 40 раз быстрее, чем 4G. Его массовое внедрение может повлиять на диджитал-мир мощным и плохо предсказуемым образом – от появления сверхтонких клиентов до возможности оцифровать всю доступную вселенную в реальном времени.

Телеком-операторы не хотят быть просто “бессмысленными трубами”. Но от их попыток влезать в сервисы и контент обычно пользователям только хуже.

Читать далее

Моддинг медиа

Цитирую английскую Википедию: моддинг – это модификация техники, софта или чего угодно (даже собственного тела) с целью придать ему внешний вид или функциональность, в оригинале не планировавшиеся дизайнером. Есть тысячи разных сообществ моддеров, занимающихся переделкой и улучшением всего на свете; некоторые из них (скажем, у известных компьютерных игр) довольно крупные и влиятельные.

Медиа эта культура почти не касается, но тем интереснее случаи, когда это все-таки происходит. Простой способ изменить сайт – использовать расширения браузера вроде Stylish для изменения верстки. Часто продвинутые пользователи создают имитацию старой версии сайта после редизайна или убирают блоки, которые считают лишними (у нас в Sports.ru люди возвращали старый шрифт, например).

Близки к идеям моддинга мини-агрегаторы вроде The News, объединяющие несколько сайтов в одно представления. Ну и самые известные такого рода моды (если не учитывать адблок) – расширения, которые скрывают конкретные темы для тех, кого они раздражают: больше никакого Трампа или покемонов в вашей ленте, например.  

Если пользователи начинает симулировать незапланированную функциональность, стоит пристально изучить идею – боль может быть действительно велика или идея действительно хороша. В мире компьютерных игр моддинг к тому же всегда был отличным способом пробиться в профессию; если кто-то хочет и может улучшить ваш проект, даже не работая на нем – возможно, это очень подходящий для вас человек.

P.S.: вчера не было текста, но график не меняется; немного приболел, уже все хорошо. Media Skunk по-прежнему выходит в ежедневном режиме, а рассылка – каждую неделю по вторникам.