Чеклисты

Недавно прочитал The Checklist Manifesto Атула Гаванде – это очень хорошая книга, рекомендую. Во-первых, доктор Гаванде – талантливый писатель, у него даже рассказ про чеклисты получается похожим на фильм. Поэтому не советую читать в переводе, если он есть; для понимания стиля можно посмотреть его тексты на New Yorker. Во-вторых, там много интересных деталей того, как устроена коммерческая авиация, медицина или строительство небоскребов (меня почему-то все это завораживает). В-третьих, чеклисты действительно работают и для типовых проектов, пожалуй, необходимы.

Я сам их применял в основном для коммерческих спецпроектов – “проверить шэринги, тайтлы, аналитику, рекламные пиксели” и т.д. Они хорошо годятся для любых регулярных действий – релизов, отправки рассылок и так далее. Чеклисты, конечно, не заменяют тестирование: если в проекте есть достаточно сложная логика, она не вписывается в чеклист и обычно ломается. Даже если составить список из 10 основных use case, сломается 11-й, о котором все забыли; в сложных проектах этих сценариев использования могут быть сотни и тысячи. Чеклисты перестают работать где-то после 15 пунктов.

За каждой строчкой любого реального чеклиста стоит немало боли: в нашем случае фигуральной, конечно, это не авиационные правила, не хирургия и не ПДД. Еще эта боль называется опытом. Наверное, чеклисты – самый емкий способ этот опыт хранить и передавать, и поэтому один из самых эффективных.

Платформы, админки и приоритеты

В последние дни много времени провожу в админках платформ. В них очень хорошо прослеживаются приоритеты. Если у платформы где-то все хорошо и это не ключевая часть их бизнеса, админки надолго остаются корявыми и допотопными. Даже у новых продуктов они могут выглядеть так жутко, что становится непонятно, зачем технологические гиганты сманивают себе сотни талантливых продакт-менеджеров и дизайнеров.

Две особенно удобные админки – у рекламных продуктов Facebook (включая отдельное приложение) и Вконтакте. Тратить деньги там легко, быстро и приятно. Отличная документация и инструменты у Twitter, который мечтает, чтобы его считали такой же полноценной платормой. Telegram-боты создаются с легкостью и изяществом. С другой стороны, админки Instant Articles (бррр), ботов Facebook Messenger или инструменты для разработчиков Apple устроены бюрократично и жестоко. Ходят тут всякие, мешают нормальным людям работать. Вам самим надо, разберетесь.

В последние месяцы, впрочем, iTunes Connect (туда выкладываются iOS-приложения) стал потихоньку улучшаться и все меньше напоминает “Почту России” (которая, говорят, тоже уже не та). Если добавить к этому снижение комиссий Apple и сокращение модерации приложений с 7-10 дней до 1-2, начинает казаться, что у Apple то ли что-то стало плохо с приложениями, то ли они собираются делать их более важной частью своего бизнеса (сейчаc AppStore – это меньше 10% их дохода).

День запуска

Сегодня особенный для меня день – день очередного запуска. Вообще, этот процесс займет несколько дней, но все начинается именно сегодня.

Мой любимый блогер Сет Годин часто пишет про shipping – не знаю, как красиво это сказать на русском. Идея в том, что все по-настоящему меняется, только когда вы выпускаете наружу то, что сделали. Интернет, конечно, особенная в этом смысле среда – вы можете чинить и улучшать все на ходу. Это не то чтобы лучше, просто сильно отличается от выпуска софта в коробке, книги или фильма. В частности, позволяет работать сильно быстрее и существенно меньшей командой, но зато без пауз на отдых и вечеринок по поводу запуска (их лучше отложить до первого спокойного дня).

Не помню в своей работе ни одного безболезненного крупного запуска, хотя некоторые из них оказались успешными. Крупный запуск означает сложные изменения, предсказать все следствия заранее нельзя. Если запуск крайне успешен, вы оказываетесь не готовы к потокам аудитории – возникают непредвиденные технические проблемы и сложности с коммуникацией. Разумеется, еще больнее, если запуск никто не заметил и проблем нет.

Именно поэтому ничто не учит быстрее и эффективнее, чем запуск – особенно запуск “от нуля к единице”, с чистого листа. Даже если взлет получается сложным, это все равно полет.

Медиа и технологии. Самое интересное #57. 7 июня 2016

Мои посты

(отсортированы по популярности за неделю)

20 бесполезных фактов об интернете

Cмысл работы в развлекательных проектах

Кто должен знать метрики вашего проекта

Удовольствие уничтожать

Как противостоять своему телефону

Можно ли сделать пуш-уведомления умнее

Главное

(мобайл, платформы, Facebook, диджитал-бизнес, мнения, тенденции, будущее)

Что происходит в мире технологий сейчас и что будет дальше.

Бенедикт Эванс cчитает, что видео – это новая универсальная среда, как когда-то HTML и Flash.

Facebook стремится заменить открытый мир рекламных сетей своей закрытой экосистемой. C другой стороны, Facebook куда лучше разбирается в интересах людей, что у рекламных сетей не особо получается. И вообще, сети  легко обмануть.  

Читать далее

Можно ли сделать пуш-уведомления умнее

На днях агрегатор пуш-уведомлений Facebook Notify прислал свое последнее уведомление:

Приложение, позволявшее получать пуши от сотен разных источников и сохранять их для более позднего просмотра, запустилось только семь месяцев назад и закрылось быстро даже по суровым меркам Facebook. Другой известный агрегатор пушей Yo! уже почти два года молчит о своих достижениях. В Yo! Store те же партнеры, что и во время запуска, а последняя новость компании относится к марту: они запустили отдельный сервис опросов прямо в пуш-уведомлениях.

Читать далее

Удовольствие уничтожать

Первые несколько лет работы над сайтами и приложениями мне очень нравилось что-то создавать. Новые cервисы, новые возможности, большие и маленькие. Большинство моих идей выглядели как “а давайте сделаем еще такую штуку, место в меню вроде есть”. Мне и сейчас это нравится, что уж там.

Читать далее

Как противостоять своему телефону

Собираю третью часть “поисков идеального медиа” (первая, вторая), наткнулся в процессе на манифест об интерфейсах для полноценного использования времени. Он довольно сильно пересекается с моим собственным видением (хотя я не совсем разделяю конспирологические настроения автора, бывшего специалиста по этике дизайна в Google). Скажем, вот мысль, очень похожая на мой недавний пост:

Сейчас мы измеряем свой успех, подсчитывая взаимодействия: клики, покупки, время внутри проекта. Манифест предлагает измерять успех в положительных воздействиях на жизнь людей при наименьших затратах их времени.   

В конце манифеста Тристан Харрис приводит правила, позволяющие жить с телефонами более осознанно даже при нынешнем состоянии технологий. Я решил их перевести, сократив повторы, а вы уже сами решайте, нравится ли вам такой технологический аскетизм.

Читать далее

Кто должен знать метрики вашего проекта

Есть известный способ похудеть. Нужно взвешиваться каждый день и записывать результаты. И никаких других правил – все разрешено, кроме того, чтобы пропускать взвешивания. Вы должны видеть все цифры каждый день.

Как только вы начинаете что-то измерять, вы начинаете об этом думать и меняете свое поведение. Скажем, если авторы видят количество просмотров, комментариев или шеров своих текстов, то начинают подсознательно соревноваться, хотя бы с самими собой. Растущие столбики чего угодно (ну, кроме веса и курса доллара) приятны сами по себе, вам хочется, чтобы они продолжали расти.

С другой стороны, если метрики меняются беспорядочно или в худшую сторону, а вы на них никак не можете повлиять, формируются состояние выученной беспомощности. Вы перестаете обращать внимание не только на эти метрики, но и на многое другое. Иногда даже впадаете в депрессию. Так что старайтесь не делать погоду и курс доллара на сайте слишком заметными.

Отсюда простое правило: ключевые метрики проекта должны видеть те, кто могут на них повлиять. Если компания устроена так, что повлиять может любой – значит, любой. Метрики, которые всегда растут – количество регистраций или что-то еще кумулятивное – можно показывать всем, они поднимают боевой дух, подчеркивая, как же далеко вы ушли. Но это, как правило, не те показатели, которые по-настоящему важны для дела.  

20+ бесполезных фактов об интернете

С 2006 по 2014 год на BuzzFeed вышло больше 22 тысяч статей про котов.

Первый в мире рекламный баннер сделала AT&T в 1994 году. Его CTR (процент кликнувших) достигал 44% – сейчас у баннеров он в районе 0,1%.

Мобильными телефонами пользуется больше людей, чем зубными щетками.

Читать далее

Cмысл работы в развлекательных проектах

Люди работают из разных соображений: деньги, приятная компания вокруг, собственное совершенствование и реализация потенциала, желание делать что-то большое и никогда еще не существовавшее. Перечислять можно и дальше, почти всегда сочетается несколько факторов.

На каком-то этапе (некоторым это особенно важно, у других это не происходит никогда) становится важен еще и смысл своей деятельности. Хочется понимать, что твоя работа дает другим людям. Видимо, это тот самый острый пик пирамиды Маслоу. Иногда он колется.

В случае медиа ответ не всегда простой. Некоторые медиа могут считать, что помогают решать проблемы: “мы не лекарство, мы боль”, ну вы знаете. Проблемы могут быть не только социальные, но и из серии “как купить телефон и не облажаться” или “как помочь программистам писать программы быстрее и лучше”.

Некоторые, наверное, думают, что делают людей человечнее – облагораживают, воспитывают, усложняют.

Но что делать, если вы занимаетесь исключительно развлечениями – принципиально и безнадежно неважными? Вроде спорта, музыки и прочего баззфида?

Можно делать вид, что это тоже почему-то важно, заниматься своими малыми делами – хорошо, если получается так чувствовать. Можно искать побочные миссии вроде “хранить пламя независимой журналистики”. Но для себя я формулирую смысл примерно так: миссия в том, чтобы дать человеку как можно больше эмоций за меньшее время. Убрать лишнее и посредственное, не тратить время зря – и как можно больше удивлять, восхищать, соединять с другими людьми (потому что именно при этом возникают самые важные эмоции). Что-то среднее между миссией клоуна и сервиса для повышения продуктивности.

Конечно, никакая миссия не имеет значения, если не действовать в соответствии с ней. Practice what you preach – правило, которое всегда работает. Но об этом я буду рассказывать немного позже.

У блога есть фейсбук, твиттер и телеграм. Можно также подписаться на еженедельную email-рассылку. Пишите мне по любому поводу на [email protected] или тут.