Медиа и технологии. Самое интересное #56. 31 мая 2016

Мои посты

(отсортированы по популярности за неделю)

Искусственный интеллект и экономика остатков

Как админки медиа могут приблизить будущее

Как справедливо называть людей в интернете

Идея для стартапа. HR-наци-робот

Топ-10 современных приложений c новостями

10 самых популярных текстов в истории блога

Главное

(мобайл, платформы, Facebook, диджитал-бизнес, мнения, тенденции, будущее)

В погоне за охватом диджитал-медиа все сделали не так. “Мы собирали пользователей, не понимая, зачем они нам”.

Серия текстов Nieman Lab о медиа не из Америки.

Читать далее

Искусственный интеллект и экономика остатков

Сегодня увидел пост ровно по той теме, о которой думал последнюю неделю: проекты, основанные на использовании ненужных остатков. То, что уже не нужно одним, может быть ценностью для других – и когда вы придумываете, как сделать всех счастливыми, возникает магия. Иногда остатки – это ваша собственная деятельность (в тексте упоминается Basecamp с его языками программирования и книгами-бестселлерами), иногда вы находите их у других – в этом успех AirBnB, например.

Для проектов, основанных на искусственном интеллекте и машинном обучении, такими полезными остатками оказываются данные. Часто такие, которые обычно просто никак не используются, а иногда и представляют обузу. Скажем, информация с камер наблюдения в супермаркетах может многое рассказать о поведении покупателей. Приложения-навигаторы не только говорят вам, как ехать, но и учатся на ваших маршрутах (все машины Tesla обучают друг друга, например). Foursquare использует данные о чекинах для очень точных финансовых прогнозов.

Ценностью может быть не только то, что вы делаете, но и как вы это делаете. Сервисы, которые автоматизируют работу узких специалистов, могут просто наблюдать за ними. Особенно если специалисты работают в почте (как в идее про HR-наци-сервис) или где-то еще в интернете (как в идее про AI-редактора). Зачем вам учиться у специалистов, если можно воспользоваться алгоритмом, который реально делает что-то в точности так, как эти специалисты. Дрон-видеооператор или робот-массажист могут обучаться по действиям реальных мастеров – можно даже выбрать для этого лучших в мире.

Самые большие перспективы в этом, разумеется, у платформ. Пока я пишу этот пост в Google Docs внутри Google Chrome, искусственный интеллект Google становится еще немного опытнее. Но платформы концентрируются на глобальных задачах, а нишевых сфер деятельности, где данные о своей работе вообще не осознаются как ценность, еще много. Одних только бесполезных архивов рабочей почты, содержащих драгоценную структурированную информацию, уже хватит на несколько сотен стартапов.

10 самых популярных текстов в истории блога

У меня снова много новых читателей, а блогу уже два с половиной года. Поэтому я решил в воскресенье не писать что-то новое, а напомнить о лучшем из старого.

10 важных мыслей из внутреннего отчета The New York Times

21 тренд современной журналистики, о которых должен знать каждый

12 тяжелых истин о медиа в мобайле

20 мыслей об устройстве медиа в 2015 году

Старые медиа. Что делать с устаревшим проектом без ресурсов

Что почитать, чтобы стать классным product-менеджером (и почему вы тоже продукт)

Как случайность может сделать сайт лучше

Зачем медиа прячут свои тексты под кат

Твое бразильское имя. Чему мы научились, сделав вирусный спецпроект

9 главных вещей о медиа в мобайле из отчета American Press Institute

P.S. Бонус: два текста, вызвавшие чуть ли не больше всего откликов:

Идеальный шторм. 10 вымышленных медиастартапов

Идеальный шторм. 10 способов переделать комментарии, если они вам не нравятся

Идея для стартапа. HR-наци-робот

Многие мои тексты получаются абстрактными, даже когда в них есть вполне практические идеи. Поэтому я решил завести новую рубрику, где идеи сразу формулируются в виде конкретных проектов.

Как и в случае любых других стартапов, 50% моих идей – шлак в любом случае, а оставшиеся 50% могут хоть немного сработать, только если потратить на них кучу сил и постоянно экспериментировать. Так что без претензий. Если кто-то сделает что-то по моей идее или вдохновившись ей, напишите мне, я буду рад. 

Итак, для чего нужен HR-наци и как его можно сделать в виде робота-алгоритма.

Читать далее

Топ-10 современных приложений c новостями

Есть известный сайт Product Hunt, где собираются ссылки на разные новые диджитал-продукты. Пользователи голосуют за те, которые им нравятся, на основе этого формируются ежедневные и еженедельные рейтинги. Можно собирать похожие штуки в коллекции – этот топ-10 основан на коллекции News Apps for Techies, а не на моем личном мнении. 

Тусовка на Product Hunt специфическая и кое в чем бестолковая, но по-своему показательная: в основном это предприниматели, инвесторы, маркетологи growth hacker’ы и разработчики из Долины и те, кто хотят быть на них похож. 

Читать далее

Как админки медиа могут приблизить будущее

Создание текста состоит из двух больших частей: сначала нужно понять, что писать, затем – как. Я обычно беспорядочно и коряво набрасываю отдельные части, потом ищу правильный порядок, а в конце пилю напильником то, что получилось: удаляю слова, искореняю некорректности, сокращаю предложения. Чтобы получилось хорошо, нужно шлифовать довольно долго; обычно мне не хватает на это времени и терпения. Вот и сейчас.

Людей вроде меня много. Писать начисто умеют уникумы, это что-то из области циркового искусства и игры в шахматы вслепую. Еще больше людей, которые даже не знают, как именно редактировать свои тексты, хотя им есть, что сказать. В лучшем случае мы получаем корявые тексты, в худшем – вообще ничего.

В свое время инстаграм дал возможность людям делать приемлемые фотографии, хотя раньше это получалось только у фотографов (фильтры помогли преодолеть плохое качество камер телефонов того времени). Если бы алгоритмы позволяли превращать корявый текст в удобочитаемый, в мире уменьшилось бы еще одно неравенство, а интересного стало бы больше. Представьте что-то вроде Google Translate с русского бюрократического рекламного корявого на русский нормальный – разве не здорово было бы жить в таком мире? Пока к этому подступаются с разных сторон по небольшим кусочкам (Crystal, Rewordify, даже Главред), но решение, как и в случае перевода, лежит где-то в области машинного обучения.

Кто мог начать делать такой сервис? Кто-то, у кого много данных о том, какие тексты легче читаются и как в действительности происходит процесс редактуры. 

Самые реальные варианты, получается – Google Docs, WordPress и Medium. Но в принципе, для обучения алгоритмов подойдет любой онлайн-редактор, в котором часто пишут тексты, помногу их редактируя. Даже внутренние админки больших медиа, если они достаточно удобные, чтобы авторы и редакторы занимались своей работой именно в них.

Как справедливо называть людей в интернете

Недавно я чуть ли не первый раз в жизни зарегистрировался в интернет-сервисе под своей фамилией: https://onename.com/kalashnikov Это такой провайдер персональной идентичности, основанный на blockchain-модели. Его создатели наверняка мечтают, что когда-то он заменит собой все, включая паспорт. Шансов, что получится именно у них, мало, но почему бы не занять, если можно. Даже на Sports.ru, когда я туда пришел 7 с лишним лет назад, почта [email protected] уже была занята. Мне еще повезло, что в FB и в Google я kalashnikov.mikhail – сейчас там не получить ничего, хоть как-то похожего на мое имя.

Читать далее

Медиа и технологии. Самое интересное #55. 24 мая 2016

Мои посты

(отсортированы по популярности за неделю)

Обратный пэйволл

Экспериментальный проект Google Posts позволяет публиковать контент прямо в результатах поиска

Как дизайн влияет на комментарии

Почему веб никогда не умрет

Одно замечание по поводу Android Instant Apps

Роботы заменят вас по частям

Главное

(мобайл, платформы, Facebook, диджитал-бизнес, мнения, тенденции, будущее)

У Adblock Plus больше 100 миллионов пользователей. Кажется, пора превращать его в платформу, соцсеть и медиа.

Как старые медиа пропустили все технологические изменения и что им делать дальше. С метафорами и хорошими обобщениями.

Все больше компаний существуют в виде API – и все чаще только в виде API. Для спортивных медиа, кстати, это совершенно понятная вещь, мы работаем с поставщиками статистики с незапамятных времен и свои потоки новости продавали десяткам разных клиентов. Sports.ru – тоже API, если что.

Читать далее

Почему веб никогда не умрет

Что объединяет самые популярные каналы доставки контента последних лет – приложения, e-mail, мессенджеры и пуш-уведомления?

Отсутствие ссылок на конкретную единицу контента.

Универсальные ссылки – главное достоинство веба, именно они создали великолепие современного интернета. В вебе у каждой страницы, у каждого объекта есть URI – однозначный идентификатор, устроенный предсказуемым образом. Это позволяет контенту жить после публикации сколько угодно, он доступен по понятным протоколам всем, у кого есть хоть какой-то браузер.

Читать далее

Как дизайн влияет на комментарии

Перечитал классическую статью Easy=True о том, что понятные вещи нам приятнее, чем незнакомые, отметил пару моментов.

Если социологический опросник отпечатан менее разборчивым шрифтом, люди отвечают на него менее честно. Когда контраст между фоном и текстом отчетливее, люди ведут себя добрее и больше прощают. Сложный шрифт выводит людей из зоны комфорта, они становятся менее восприимчивыми и более радикальными в вопросах морали.

Получается, что на сайтах с более свободным, простым и понятным дизайном люди должны комментировать менее агрессивно. Сложность зависит не только от шрифта и его размера, наверняка на поведение влияет и количество рекламного мусора вокруг, и неочевидность верстки (старые сайты устроены сложнее и в них много непонятных ссылок).

Интересно было бы посчитать, как отличаются реакции людей из неудобного веба или удобных приложений. Кстати, в тех приложениях, где можно менять размер и гарнитуру шрифта (как в основном приложении Sports.ru), исследование становится особенно интересным. Я бы с радостью не читал комментарии людей, которые добровольно ставят себе шрифты вроде Comic Sans.