Роботы заменят вас по частям

Страхи по поводу роботов иногда бывают антропоморфными. Как будто завтра ваше место в офисе займет бездушная холодная задница, негнущиеся губы станут пить чай из вашей кружки, а тексты в вашей рубрике начнут подписывать “колумнист.io”.

Но заменять 100% человека – задача не только сложная, но и не особо нужная. А вот заменить 80% его работы куда реальне. Если в вашей работе есть часто повторяющаяся, хорошо отделяемая процедура, ее можно вынести вовне. Не то чтобы это новая идея (наверняка так делали еще шумеры), просто сейчас внешние подрядчики не обязательно должны быть людьми, а процедуры могут быть менее конкретными.

Виртуальных ассистентов для разных работ уже много – блогер Хантер Уок использует в повседневной жизни целых шесть. Можно использовать один сервис для поиска тем, другой – для быстрых исследований, третий – для выбора оптимального заголовка, четвертый – для корректуры. Как правило, они тоже не на 100% алгоритмические, во многих случаях пока проще использовать анонимных, “облачных” людей (скажем, через дешевые сервисы вроде Amazon Mechanical Turk). Процесс использования не всегда гладко отстроен (хотя про сервис ресерча Wonder я слышал только хорошие отзывы, например), работает это все в основном вокруг Долины и стоит пока что недешево. Но процесс идет, внутри виртуальных ассистентов повторяющиеся операции заменяются алгоритмами, и цены будут падать.  

Разумеется, если забрать у пятерых человек 80% работы в облако, их можно будет заменить одним. С другой стороны, эти же пять человек, вооруженные новыми средствами, могут делать не просто в пять раз больше, а работу совсем другого уровня сложности и масштаба. Это уже вопрос стратегии, задавайте его руководству, пока оно тоже окончательно не ушло в облака.

Одно замечание по поводу Android Instant Apps

Технологические гиганты так торопятся объявлять побольше всего на ежегодных конференциях, что половина новшеств выглядят очень сырыми. В частности, в этот раз Google рассказал о Instant Apps: приложениях, работающих прямо из поиска без установки. Это обычные Android-приложения, просто маленькие – до 4 МБ. Пока они в стадии тестирования и неясно, насколько окажутся востребованными у разработчиков.

Я несколько раз за последний год писал, как Google движется по направлению к ультратонким клиентам: они покупают стартапы, занимающиеся “стримингом” приложений, и тестируют сверхбыстрый 5G-интернет. Недавно вроде даже у игр в Google Play появилась возможность “подсмотреть” в них до установки.

Но уменьшенное и упрощенное Android-приложение, которое может работать сразу из поисковой выдачи или из веба – путь немного в другую сторону. Даже могу сказать, в какую.

Итак, что мы видим: приложение, живущее в вебе вне какой-либо экосистемы, но не имеющее отношения к HTML. Приложение, написанное на Java (то есть сложное и мучительное в понимании), но не очень большое, чтобы слишком не тормозить и грузиться за разумное время. Приложение, имеющее повышенные по сравнению с вебом возможности, когда оно наконец загрузится.

Кажется, спустя 20 лет в Google снова придумали Java-апплеты.

Обратный пэйволл

Почти все подходы к платному контенту подразумевают, что больше контента значит лучше. То есть должно стоить дороже. Например: “у нас есть бесплатный контент, а еще есть дополнительный платный”. Или “первые два абзаца Кашина бесплатно, а следующие три и апокалиптический вывод – за деньги”. Или “читайте 5 текстов в месяц бесплатно”, а остальные за подписку. Или, как предлагают проекты вроде Blendle, “давайте вы будете платить нам за каждую статью”. Некоторые даже считают, что для таких медийных микроплатежей как раз пригодятся блокчейн-технологии.

Читать далее

Экспериментальный проект Google Posts позволяет публиковать контент прямо в результатах поиска

Во время дебатов кандидатов в президенты США в поиске Google появился новый вид контента: посты, размещенные сразу в выдаче. Эти посты можно было обновлять в реальном времени, чем пользовались команды кандидатов, оперативно отвечая на сложные вопросы и  опровергая обвинения. По смыслу это напоминало уже существующие блоки популярных твитов по теме, по внешнему виду – посты из Google+.

Читать далее

Медиа и продукт. Самое интересное #54. 17 мая 2016

Мои посты

Будущее наступает неравномерно

Два ритма медиа

Media Skunk переходит в ежедневный режим (но вы всегда сможете прочитать все посты за один раз из этого дайджеста)

Главное

(мобайл, платформы, Facebook, диджитал-бизнес, мнения, тенденции, будущее)

Никакая технология не спасет ваше медиа. Ни-ка-ка-я. Просто делайте что-то хорошее, советует нам Джошуа Топольски, сооснователь Vox.

Медиа тестируют возможность публиковать материалы прямо в выдачу Google. Симметричный ответ на Instant Articles, не иначе.

Читать далее

Media Skunk переходит в ежедневный режим

 

У меня есть Google-документ, куда я записываю темы, мысли и цитаты для блога. Периодически я его чищу, но он все равно лишь растет в объеме: заметки двухлетней давности почему-то не устаревают. Интересных тем много, но времени заняться ими не находится, а читателей становится только больше.

Проблемы такого рода решаются парадоксально. Если нет времени писать один-два раза в неделю, нужно делать это ежедневно. Многие вещи проще делать быстро, чем долго.

Так что с этой субботы я планирую публиковать что-то каждый день, большое или маленькое. По вторникам по-прежнему будет выходить подборка ссылок (ее стало, кстати, собирать гораздо быстрее, когда я установил конкретный день и частоту). В остальные дни придется импровизировать.

Рассказываю об этом я по двум причинам: во-первых, публичные обещания сдерживать проще, во-вторых, вдруг это поможет кому-то принять похожее решение.

Кстати, если вам интересно почитать о чем-то теоретическом или практическом (включая аспекты работы проектов Sports.ru и Tribuna Digital), предлагайте – это вполне может совпасть с чем-то из моего документа с темами.

Два ритма медиа

В медиа есть два ритма работы.

Бумажный ритм основан на подвиге. Каждый месяц, неделю или даже день предстоит сдача номера. Все, кто расслаблялись раньше, мобилизуются. Тексты пишутся за полчаса или передаются смсками, ужас перед неминуемым провалом рождает потрясающие решения. Мощный выброс гормонов, ощущение всеобщей любви и причастности к большой истории, а затем момент истины. Дальше ничего сделать нельзя. Номер идет в печать, в киоски и к людям.

Ритм интернет-изданий совсем другой. Любой дедлайн растяжим, хотя ты знаешь, что если протянешь после события лишние полчаса, текст прочитает в два раза меньше людей. Отправленный текст можно тут же отредактировать, его приходится дополнять и менять, когда поступает отклик. Что-то сделать можно в любой момент, заслуженный отдых никогда не наступает – зато любая ошибка исправима. Сайт – это игровая площадка, а не произведение искусства для музея.

Интересно, что мобильные приложения с многодневной модерацией куда больше похожи на бумагу, чем на интернет. Людям, привыкшим к возможности все править на ходу (вроде меня) и к тому, что главный контролер качества – пользователь, некомфортны редкие релизы и долгие паузы. Для людей из журналов и телевидения это, напротив, понятная ситуация, они даже интернет стараются адаптировать под регулярные релизы (передаю привет крутым ребятам из “Арзамаса”).

Ничего особенно современного в интернет-ритме нет. Древние сказители могли адаптировать свои истории под интерес слушателей и исправляться в любой момент. Мгновенная отдача от аудитории куда более естественна, чем отложенная; второе – следствие технических ограничений, а не восприятия. Скорее всего, бумажный ритм публикации приложений – всего лишь временный этап; Apple Store как раз уменьшает модерацию с 7-10 дней до суток. Но если за мобильными приложениями последует еще более сложная технология, бумажный ритм вполне может вернуться и успешно сосуществовать вместе с медиа типа #прямосейчас – как Голливуд никак не страдает от существования прямых трансляций Periscope и Facebook Likve.

Будущее наступает неравномерно

 

Люблю эту мысль Уильяма Гибсона, она так многое объясняет.

Например, давайте представим краткую историю медиа. Потребление контента, если жестоко обобщать, меняется примерно так, как это произошло с едой.

Долгое время еды у большинства было мало: любая еда имела ценность, и важно было приготовить нечто съедобное из того, что было, желательно не заработав при этом цингу или пеллагру.

В какой-то момент еды стало много и даже очень много. Люди начали выбирать из доступного  максимально вкусное – так появился современный фастфуд, индустрия снеков, дворцовая и ресторанная кухня. В разных классах общества это появилось совсем в разное время – вспомните заголовок.

Сравнительно недавно люди осознали, что у еды есть не только вкус (краткосрочное последствие), но и долгосрочные последствия: здоровье, влияние на форму тела и так далее. Это создало множество новых бизнесов, пусть они пока куда меньше, чем компании второго этапа.

Соблазнительно перенести эту классификацию в медиа. На первом этапе медиа выполняют запрос на получение информации: утоляют голод, предоставляют необходимые витамины и минералы. На втором учатся выбирать из информации самое вкусное, готовить это так, чтобы получалось еще вкуснее, и доносить это до нужной аудитории. Когда-то начнется и третий этап: время думать об измеримой пользе и значимости.

По работе мы в основном занимаемся вторым этапом, а интереснее всего мне думать о третьем. Проблема в том, что обсуждать будущее, когда многие медиа вокруг стараются сохранить хотя бы настоящее, немного странно. Воображаемый оппонент скажет: “Да, мы обеспечиваем вам невроз и паранойю, шлем пушами сообщения о смертях и убийствах и мешаем работать другими способами, зато благодаря этому хотя бы существуем – и кое-что важное вы сможете узнать только у нас”. С этим трудно спорить, голодному не до фитнеса.

Будущее наступает неравномерно, а кое-где вместо него вообще наступает прошлое. Но это не причина не думать о будущем вообще.

Медиа и продукт. Самое интересное #53. 19 апреля 2016

Мои посты

Кому на самом деле нужны боты и каналы в мессенджерах

Главное

(мобайл, платформы, Facebook, диджитал-бизнес, мнения, тенденции, будущее)

Новые медиа, кажется, уперлись в стену – новости о невыполнении плановых показателей и увольнениях поступают постоянно. Впрочем, это не столько ужас-ужас, сколько коррекция после эйфории.

Новости про Facebook все не заканчиваются, кажется, они у меня есть в каждом дайджесте. Не удивительно – в конце 2015 года у них было 12,7 тысяч сотрудников, можно делать что-то большое каждую неделю.

  1. 5 главных направлений на ближайшие 10 лет – живое видео, распознавание образов, боты, VR, связь.
  2. Nieman Labs кратко описывает все последние новости.
  3. Возможно, реклама появится прямо внутри живого видео.
  4. Также Facebook тестирует новости с рубрикатором (но думаю, от этой идеи откажутся).

Кори Бергман предлагает медиа тоже делать что-то большое хотя бы иногда, а не просто суетливо успевать за изменениями платформ.

Читать далее

Мессенджеры и творческая свобода

У меня периодически спрашивают, почему у многих столько оптимизма в отношении ботов и каналов мессенджеров и кому вообще они нужны. Интерфейсы мессенджеров действительно неудобные и некрасивые, найти что-то хорошее сложно, пушей то слишком много, то слишком мало.

Ответ пока такой: они нужны тем, кто их делает. Веб переполнен и коммодизирован, разработка приложений сложна и бюрократизирована. Мессенджеры – новый континент свободы (особенно Telegram и Slack, FB Messenger по сравнению с ними “Почта России”).

Смотрите, одна небольшая команда сделала полуофициальный стор в Telegram. Другая небольшая команда буквально сегодня выпустила рейтинг Telegram-каналов.

Люди делают для Telegram первые в мире рекламные крутилки, поисковики, переводчики, заново реализовывают курс валюты, примитивные викторины и сервисы про погоду – и это даже немного востребовано. Можно делать что-то простое и понятное даже в одиночку, без дизайнеров и верстальщиков, и получать отдачу. Свободное, любительское веб-экспериментирование, которое я сам так люблю, почти ушло в прошлое – и вот оно возвращается на новом уровне.

Да, возможно, аудитория за пределами IT так и не поймет, зачем ей боты. Но делать ботов так легко и потенциальных производителей так много, что и их одних может хватить, чтобы экосистема выросла во что-то хорошее.