Главное умение продакт-менеджера

Каждый день у продакт-менеджера появляются задачи, которые интересно и сложно решать. Как уместить шесть пунктов меню в нижнее iOS-меню, куда влезает максимум четыре. Как засунуть в одну админку все желания редакторов при минимуме галочек и времени на разработку. Как объяснить каждому пользователю, что у него есть три вида разных подписок на теги, две из которых ведут себя по-разному, а третья вообще не работает. Как сделать рекламный спецпроект, используя только циркуль и линейку бэкенд-разработчиков.

Решение задач – приятное, интересное и благодарное занятие само по себе. Особенно если продакт-менеджер или его разработчики хорошо учились на технической специальности, участвовали в олимпиадах или занимались чем-то еще, где нужно соревновательно решать задачи (“Что? Где? Когда?”, всякие бизнес-соревнования, whatever).

Но реальные задачи отличаются от соревновательных тем, что условия тоже в ваших руках. Никто в нормально устроенной компании обычно не запрещает выйти на уровень выше. Для этого достаточно вовремя спросить “Зачем мы хотим это сделать?” (мы стараемся начинать с вопроса “Зачем?” наши технические задания). Формулировки могут быть разными. Зачем пунктов меню должно быть именно шесть? Зачем делать меню именно в виде нижнего таббара? Зачем вообще нужно это это меню? Для чего все эти пункты меню должны быть именно в этом приложении? Зачем мы решили делать этот продукт именно в виде приложения? Зачем мы вообще решили его делать?

Вовремя и правильно поставленные вопросы “Зачем?” спасают от неоправданно сложных, ненужных или нерешаемых задач (такие в жизни случаются, в отличие от соревнований – существуют юридические или даже физические ограничения). Знание предметной области, навыки разнообразной коммуникации и оптимизм – обязательные качества любого продакт-менеджера, но умение не решать ненужные задачи отделяет обычного от хорошего. Совершенствоваться в этом можно всю жизнь; иногда это еще называется мудростью.

Важно не только вовремя спрашивать, но и корректно отвечать. Хороший ответ содержит не только требование, но и условия. “Чтобы заработать больше денег” или “Чтобы увеличить количество пользователей” – плохие ответы. Продавать героин всегда выгоднее, а приложением, которое просто так раздает деньги, будут пользоваться все пользователи на свете. “Чтобы заработать больше денег, оставаясь в нашем бюджете, используя наши сильные стороны и так, чтобы не было мучительно стыдно” – уже лучше.

Новые задачи, которые возникают после таких вопросов, не всегда легче исходных. Но их решение обычно куда важнее.

Медиа и продукт. Самое интересное #39. 12 января 2016

Посты Media Skunk

20 лучших постов Media Skunk

Генератор обещаний на 2016 год

Для чего мне этот блог

Главное

(платформы, диджитал-бизнес, мнения, тенденции, будущее)

56% рекламы, купленной в сетях за показы, вообще никогда не попадает в поле зрения реального человека. Как этому противостоять и что будет с интернет-рекламой дальше (а также еще довольно много слов).

В продолжение темы: просмотры страниц – обманчивая и бесполезная метрика, однако сайты и рекламный бизнес никак не могут от нее отказаться. Ситуация осложняется тем, что боты научились смотреть страницы и кликать по рекламе куда убедительнее, чем реальные люди.

Могут ли текстовые боты стать новым вебом. В тексте прогнозируется, что в горизонте 5 лет у каждого бизнеса будет свой бот (как когда-то считалось, что у каждого должен быть свой сайт).

Читать далее

20 лучших постов Media Skunk

За последние полгода у блога появилось много новых читателей, да и старые наверняка читали не все подряд. Я собрал 20 постов за два года существования блога, которые оказались популярными, нравятся мне самому и еще не устарели.

Мои тексты

20 мыслей об устройстве медиа в 2015 году (все актуально и в 2016).

Старые медиа. Что делать с устаревшим проектом без ресурсов.

Почему платформы занимаются новостями.

 

Твое бразильское имя. Чему мы научились, сделав вирусный спецпроект.

Что делать медиа, когда пользователи заблокируют всю рекламу.

Чем на самом деле крут Instagram и где еще применима его модель.

 

Стоит ли медиа делать свои аккаунты в мессенджерах (год назад, до Telegram-ботов, но многое еще актуально).

 

Чем редкие случаи важнее типичных и что с этим делать.

Зачем медиа прячут свои тексты под кат.

Еще одна причина разделять свой проект на части.

Как выбрать название проекта и почему это неважно.

Почему Pinterest-дизайн не годится для новостных медиа.

 

Что почитать, чтобы стать классным product-менеджером (и почему вы тоже продукт).

Идеальный шторм. 10 способов переделать комментарии, если они вам не нравятся.

Идеальный шторм. 10 вымышленных медиастартапов.

 

Переводы

12 тяжелых истин о медиа в мобайле

10 важных мыслей о нишевых приложениях из отчета America Press Institute

10 важных мыслей из внутреннего отчета The New York Times

9 главных вещей о медиа в мобайле из отчета American Press Institute

21 тренд современной журналистики, о которых должен знать каждый

P.S.: если кто-то пропустил мой генератор обещаний на 2016 год, еще не поздно им воспользоваться.

P.P.S.: подписывайтесь на еженедельную рассылку с интересными ссылками про медиа с точки зрения технологии и продукта. Посты блога в ней тоже есть.

Генератор обещаний на 2016 год

Заработал генератор обещаний самому себе на 2016 год – атмосферный и с красивыми картинками (хотя я пока очень начинающий дизайнер). Там есть интересные пункты, покликайте.

Русский вариант

Английский вариант (кто пошерит его для своих нерусскоязычных друзей, будет особенно молодец)

Cделал эту штуку к прошлому Новому году, и вроде бы она кому-то даже пригодилась. Надеюсь, пригодится и в этот раз.

Сегодня блог отправляется в отпуск, но вернется, наверное, еще до конца каникул. Всем хороших праздников, будем дальше делать мир лучше уже в январе.

Для чего мне этот блог

Два года назад я понятия не имел, нужно ли людям будет хоть что-то из того, что я здесь пишу. Я не изучал аудиторию, не знал, что может быть ей полезно, и с самого начала делал все неправильно. Не было никакого плана – когда-то я хотел делать в основном тексты с небольшими элементами программирования, но это не особенно прижилось. Если бы я ориентировался на внешние показатели , то вряд ли долго продолжал бы писать в блог и составлять  рассылку.

К счастью, я всегда мог объяснить себе, зачем мне это.  Есть гипотеза, что люди, регулярно выкладывающие фотографии завтрака в инстаграм, лучше и разнообразнее питаются:  они начинают попросту больше думать о еде, ориентируются на восприятие других и поэтому выбирают полезные продукты, придумывают что-то новое. Ровно так работает любой блог о своем хобби или работе. Чтобы рассказать что-то интересное, надо сделать что-то интересное, придумать что-то или хотя бы узнать о чем-то новом. Даже простое “прочитал – расскажи коротко” или “прочитал – переведи” позволяет понимать и усваивать новое в несколько раз лучше, чем пассивное чтение.

Хотя и читать раньше было довольно сложно. Я пользовался несколькими сервисами, чтобы откладывать интересное на потом. Все заканчивалось тем, что списки из сотен так и не прочитанных текстов где-то пропадали без следа. Чтение тоже требует времени и структуры – и мало что работает  лучше, чем необходимость составлять регулярную рассылку.  Еще важно, что рассылка позволяет не только читать, но и не читать – например, во время работы. Все попадает в гуглдок и ждет своего часа.

Важно это потому, что диджитал-технологии меняются быстро и устроены сложно. Чтобы понимать, что происходит, необходимо немало времени тратить на самообразование и просто размышления о том, что и зачем делается. Известно, например, что хороший сисадмин занят изучением предметной области больше половины времени (а плохой все время что-то чинит, потому что мало читал). Если заниматься образованием вместе с кем-то – например, публично в блоге – то эффект возрастает. Надеюсь, что для Sports.ru это тоже оказалось полезным; по крайней мере, я много раз использовал в работе то, что узнал благодаря блогу. 

Так что спасибо всем, кто читал, вы делаете меня немного лучше. Надеюсь, вы тоже находили хоть раз в блоге что-то если не полезное, то хотя бы интересное. И отдельное спасибо Андрею Мирошниченко – не случайно первым постом блога стала интерактивная рецензия на первую его англоязычную книгу. Именно благодаря ему я понял, что о медиа интересно думать с разных сторон, и что свежие мысли не обязательно должны появляться где-нибудь в Долине.

Все продолжается. Дальше будет только интереснее.

P.S: если вы хотите пообщаться со мной о диджитал-продуктах, устройстве медиа или чем-то еще в этом духе, это вполне можно устроить – пишите в фейсбуке или на [email protected]. Я не люблю публичные выступения, но мне нравится разговаривать с людьми о работе.

Медиа и продукт. Самое интересное #38. 22 декабря 2015

Всем привет, это последняя рассылка в этом году. Следующий выпуск – 12 января.

Но пока не прощаюсь – планирую еще пару вещей опубликовать в блоге на этой неделе.

Главное

(прогнозы на 2016 год, в основном)

Большая коллекция прогнозов Nieman Labs. Хорошее чтение в праздники.

16 тезисов о мобайле Бенедикта Эванса, суммирующих все то, что он писал в этом году. Интересное дополнение к ним по поводу “контекстных приложений”.

Читать далее

Медиа и продукт. Самое интересное #37. 15 декабря 2015

Посты Media Skunk

Три стадии антагонизма в сюжете. Как принцип создания сценариев помогает делать звучные прогнозы.

Главное

(платформы, диджитал-бизнес, мнения, тенденции, будущее)

Блокировщики рекламы внезапно стали главной темой декабря. Обзор VC.ru (в целом полезный, но там ничего нет про мобильные блокировщики), предсказание DigiDay, фичер Technology Review про AdBlock Plus и его молдавского создателя. Если что, AdBlock и AdBlock Plus – два совсем разных продукта.

Уже с февраля Google начнет “посылать поисковый трафик на новости в формате AMP”. Видимо, это значит, что старым медленным мобильным страницам этого трафика не достанется.

Читать далее

Три стадии антагонизма в сюжете. Как принцип создания сценариев помогает делать звучные прогнозы

Больше всего из фундаментального труда “Story” сценариста Роберта Макки мне запомнилась концепция развития темы в сюжете. Темой обычно выступает абстрактная ценность или качество героя. Для раскрытия темы нужен конфликт – и Макки считает, что в правильном сюжете нужны целых три вида антагонизма.

Тема

Противоречие

(Contrary)

Двойное отрицание

(Negation of the negation)

Противоположность

(Contradictory)

Читать далее

Медиа и продукт. Самое интересное #36. 8 декабря 2015

Главное

(платформы, диджитал-бизнес, мнения, тенденции, будущее)

AdBlock – не самый страшный блокировщик рекламы. Мобильный браузер UC (около половины аудитории в Азии) по умолчанию не показывает рекламу. Проект Shine предоставляет мобильным операторам технологию, чтобы фильтровать рекламу на уровне сети – и она уже внедрена оператором Digicel в странах Карибского моря.

Медиа, впрочем, пока не видят признаков адблок-апокалипсиса.

Vox считает, что прежний интернет умер. Все медиа стали агрегаторами, в частности. Могу предсказать, что и спустя десять медиа будут писать, что интернет умер таким, как мы его знали.

Джон Херрман рассуждает, как классические медиа утрачивают доступ к тому, что они освещают – будь то бизнес, спорт или политика – потому что  у них больше нет привилегии на дистрибуцию. Что будет дальше? “В оптимистичном варианте новые независимые медиа будут основаны на объяснении, праздновании и негодовании, с небольшим количеством острых репортажей и бесконечным бурлением эссе и личных мнений под всем этим, иногда прорывающимся на поверхность”. Кажется, некоторые такие я знаю.

Читать далее

Медиа и продукт. Самое интересное #35. 1 декабря 2015

Посты Media Skunk

Чем редкие случаи важнее типичных и что с этим делать

Одноразовый и многоразовый контент

Главное
(платформы, диджитал-бизнес, мнения, тенденции, будущее)


Первое мобильное новостное медиа, вышедшее на IPO – японский агрегатор Gunosy
. Суммы пока не миллиардные, но вполне внушительные.

Google Now и стратегия Google – решать все больше и больше задач людей еще быстрее. Поэтому я спокоен за будущее спортивных и игровых проектов – если технологические гиганты будут создавать все больше свободного времени, понадобится больше способов его потратить. Развлечения никогда не наскучат.

Читать далее